menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 2

Центральный детский театр 1936-1961Какие же требования выдвигала советская действительность перед детской литературой и искусством?

«Дело создания и издания детской литературы поставить с большим размахом, соответствующим ее громадному значению в деле всестороннего воспитания нашего молодого поколения... Собрать все, что есть лучшего в мировой литературе для детей, и сделать это достоянием наших советских детей» — призывал в своей речи секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Андреев.

«Детям — лучшее» — стало девизом советской литературы и искусства.

Старейший детский писатель С. Я. Маршак считал своей обязанностью «дать множеству растущих людей представление о широком и сложном мире, в котором они будут со временем жить и действовать». Он говорил, что «...разговаривая с нашим читателем, детство которого протекает в тридцатых годах нашего столетия, мы имеем дело с человеком пятидесятых, шестидесятых, семидесятых годов! Мы должны дать этому человеку мировоззрение борца и строителя, дать ему высокую культуру».

Советская действительность, успехи социалистического строительства создавали благоприятную почву для осуществления этих задач.

Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» 23 апреля 1932 года, направленное на преодоление тенденций, культивируемых РАМТом, сыграло оздоровляющую роль в жизни литературы и искусства, ощутимо сказавшись на советской детской литературе и, соответственно, в искусстве детского театра.

В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей впервые были сформулированы основные принципы социалистического реализма, отмечена ответственность писателей в сложном процессе воспитания социалистической сознательности советских граждан.

Стала очевидной в искусстве необходимость глубокого осмысления всего происходящего, правдивого отражения действительности, создания полнокровных человеческих характеров.

В эти годы детская литература обогатилась рядом значительных произведений, вошедших в золотой фонд советской детской литературы, — «Золотой ключик» А. Н. Толстого, повесть «Белеет парус одинокий» В. П. Катаева, «Рассказ о великом плане» М. Ильина, «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна» и «Голубая чашка» А. П. Гайдара, рассказы М. М. Пришвина, Б. С. Житкова, стихи С. Я. Маршака, Л. И. Квитко, С. В. Михалкова, А. Л. Барто.

В детский театр пришли крупнейшие советские писатели: А. Н. Толстой, В. П. Катаев, К. Г. Паустовский, К. А. Тренев, М. А. Светлов.

Новые пьесы для детей создали основоположники тюзовской драматургии — С. Я. Маршак, А. Я. Бруштейн, Е. Л. Шварц, Д. Дэль, Л. Ф. Макарьев, Н. Я. Шестаков.

Отряд драматургов, писавших для детей, пополнился новыми именами — С. В. Михалкова, В. А. Любимовой, Т. Г. Габбе, П. Г. Маляревского, М. Н. Даниэля, Г. Д. Нахуцришвили.

Ко второй половине 30-х годов значительно расширилась сеть ТЮЗов, их стало более семидесяти. Ни в истекшие, ни в последующие десятилетия количество детских театров страны не достигало столь внушительной цифры.

Театры юного зрителя появились во многих крупных городах РСФСР и в союзных республиках — на Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане, Белоруссии, Узбекистане, Киргизии.

В ТЮЗах выросли талантливые актеры и режиссеры, преданные делу детского театра, пришла одаренная молодежь, повысилась общая постановочная культура спектакля, более определенно выявилась творческая направленность отдельных коллективов, их художественные и педагогические задачи.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.