menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 21

А. Эфрос верит, что актер донесет до зрителя мысль автора значительно более убедительно, чем какие-либо внешние приемы.

В спектакле Малого театра режиссер Д. А. Вурос переносит сцену объяснения Славы и Лизы, вопреки авторскому тексту, в другую обстановку. Объяснение молодых людей происходит в лодке на фоне речного пейзажа. Эфрос не менял места действия. Слава и Лиза появлялись у того же серого барачного здания, где их за несколько минут до этого так зло и пошло осуждали. Но это нисколько не снижало лирической одухотворенности и поэтичности их цены, слова любви, произносимые Славой — Комаровым с застенчивой и ласковой улыбкой, звучат торжественно и свято, как клятва на всю жизнь.

Как обычно, Эфрос завершил спектакль мягким улыбчатым тоном. Слава и Лиза обменялись ласковыми взглядами, помахаивая друг другу рукой и разошлись по домам. Тихо пошел занавес. Привычное течение жизни победило.

В спектакле Центрального детского театра бой состоялся без клинка и шума выстрелов. Но от этого результаты его нисколько не менее значительны.

* * *

Нелепо было бы гадать, стал бы Виктор Розов драматургом, не встреться он на заре своей драматургической юности с Центральным детским театром. Но нельзя забывать и о том, что театр не только поддержал и поставил пьесу дебютанта, но и во многом содействовал совершенствованию его последующих пьес. Не случайно при читке пьесы «В добрый час!» на Художественном совете В. Розов, выражая благодарность коллективу, сказал, что, пьеса будет дорабатываться в процессе репетиций. Не следует забывать, что среди многочисленных постановок пьес, а показаны они были на сцене лучших советских театров, ветвь первенства принадлежит спектаклям Центрального детского театра, и общепризнано, что постановки пьес В. С. Розова в этом театре являются наиболее тонким проникновением в художественности его драматургии.

На первый взгляд они порой мало чем примечательны, но духовный мир их сложен, запросы велики, помыслы чисты и высоки. Сила и привлекательность розовских героев — умение выбраться на свою дорогу, найти то главное, во имя чего стоит жить. Розов и в бытовой достоверности и в психологической лирике духовной сущности образов верен правде. Несмотря на камерный характер, казалось бы, на первый взгляд, и чисто семейные конфликты, пьесы Розова значительны по проблематике, поучительны по выводам. В словах одного из его героев — это самое важное, кем я буду? Каким буду — вот главный вопрос — заложен основной тезис творчества Розова. Выступая в 1961 году по радио в передаче «Розов на сцене Центрального детского театра», сам драматург скажет: «У каждого было в жизни удивительное событие, переворачивающее его жизнь. Таким удивительным событием для меня была встреча с Центральным детским театром. Каждый драматург должен иметь театр, близкий его душе».

Решительным событием стала и для театра встреча с Розовым. В нем театр обрел драматурга-единомышленника, истинно творческого друга. Театр и драматурга объединило чувство огромной ответственности за будущее сегодняшних школьников. Так же, как и автор, театр ратовал за воспитание в молодежи высоких гражданских чувств, нравственного совершенства, так же, как Розов, он хотел быть боевым и современным. И так же, как Розов, театр хотел правдиво и честно говорить со своими зрителями, без дидактики назойливого поучения, языком истинного искусства. Мысли, идеи, вдохновляющие его творчество, полностью разделялись театром. Центральному детскому театру близки воспитательные смыслы Розова, художественная наполненность и стилистика его драматургии, сдержанность повествования и тонкий психологизм, правда чувств и благородство помыслов.
 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.