menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 24

Центральный детский театр 1936-1961Тенденция ограничить мир ребенка и подростка, оторвать его от мира взрослых вредна и противоречит задачам коммунистического воспитания. Да и сами воспитуемые не редко отлично разбираются в неверности подобных воспитательных методов. Повседневно дети встречаются и с ограниченными педагогами и с несправедливыми родителями, их поступки они оценивают вполне трезво, так же, как горячо они ценят и верят тем, кто несет им добро и правду. Елейность в обрисовке образов взрослых — педагогов, родителей — может вызвать у зрителей лишь недоверие к литературе и театру и чувство протеста, которое так отчетливо звучало в высказываниях школьников на диспуте по поводу «Красного галстука» в Центральном детском театре.

В период написания «Красного галстука» Михалков не избежал общих ошибок, свойственных современной драматургии для детей. Это отчетливо сказалось в обрисовке образов родителей Валерия и учителя Кочубея, временами в чрезмерно благополучном решении жизненных бед.

Но недочеты пьесы Михалкова не помешали ей стать крупным событием в жизни современного театрального искусства. Она была поставлена на сцене всех городов, где имелись ТЮЗы, а там, где их не было, «Красный галстук» ставили театры, играющие для взрослых (и таких было более двадцати). Пьесу играли в странах народной демократии, она была экранизирована и с успехом шла на экранах кино. Среди детей-зрителей постановки «Красного галстука» вызывали восторженную реакцию, горячие диспуты.

Характерны строки, написанные школьниками в адрес Центрального детского театра: «Центральный детский театр — вторая школа. В школе мы получаем все необходимые знания, почти каждый день сталкиваемся с поступками учащихся, а ответы на эти поступки нам помогает разрешать наша вторая школа — Центральный детский театр. Одним из самых ярких ответов является "Красный галстук"».

Юные герои спектакля Центрального детского театра были близки и понятны его зрителям. Многое в их жизни, поведении, раздумьях было общего. Раздумывая о герое пьесы, таком же школьнике, какими были зрители, каждый из них невольно ставил себя в его положение, настойчиво стремясь следовать полюбившимся образам. Сходство жизненных ситуаций, тождество испытываемых затруднений, единство интересов сценических персонажей и юных зрителей сближало их, заставляло с захватывающим вниманием следить за героями спектакля.

Пройдут годы и спектакль «Красный галстук» станет историей, но несмотря на то, что пьеса долго еще не сойдет со сцены советского театра (в Вологде пьеса шла в 1961 году). Появятся новые пьесы, отвечающие задачам времени и запросам зрителей. Но значит ли что можно забыть и преуменьшить значение тех пьес, которые, подобно «Красному галстуку», стали важнейшими этапами в жизни Советского детского театра. Разумеется — нет. И мы должны исторически-объективно оценить их место в развитии советского театра для детей.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.