menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 3

Центральный детский театр 1936-1961Репертуарные трудности принимали угрожающие размеры. В ноябре 1945 года со страниц «Московского комсомольца» руководство театра обратилось с призывом к драматургам, писателям, поэтам «...помочь... создать репертуар, который действительно стал бы могучим средством воспитания нашей детворы. Театр для детей все еще остро нуждается в современных пьесах высокого художественного достоинства, в подлинных произведениях драматической поэзии для детей, пьесах, в которых полноценной жизнью живут и глубокая мысль, и поэтическое слово, и театральное действие».

Театру обещали дать свои пьесы М. А. Светлов, К. Г. Паустовский, Л. А. Кассиль, А. М. Файко, С. В. Михалков, В. В. Смирнова, И. В. Шток, В. А. Каверин. Велись переговоры, заключались договора.

Но, за исключением С. В. Михалкова, ни для одного из упомянутых авторов сроки сдачи договорных пьес так и не наступили.

Вопросы репертуара требовали экстренных мер. И тогда театр, отчаявшись в бесплодных ожиданиях, прибегнул к уже испытанному средству — к инсценировке.

В репертуаре ТЮЗов инсценировки занимают почетное место, с ними связаны первые шаги детских театров.

Инсценировки «Черный Яр» А. Н. Афиногенова (по повести Л. Н. Гумилевского), «Золотой ключик» А. Н. Толстого, «Белеет парус одинокий» В. П. Катаева, «Брат героя» Л. А. Кассиля, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского во многом предопределили правильность пути детского театра. Разве не стал для маленьких зрителей любимым другом и забавником озорной и отважный маленький деревянный человек с длинным смешным носом — Буратино, а для тех, кто постарше, не явился ли великолепным примером отваги и смелости босоногий деревенский пастух Егорка («Черный Яр») и маленький черноморец Гаврик («Белеет парус одинокий»). А для скольких старшеклассников образ Павла Корчагина, оживший в сценическом воплощении талантливых актеров, стал путеводным на долгие годы!

Участвуя в обсуждениях перспективных планов ТЮЗов, школьники постоянно выражали желание увидеть на сцене своего театра образы героев полюбившихся им прозаических произведений. По их собственному признанию, они мечтают о том, чтобы в трудную минуту жизни пойти в театр, повидаться со своим героем и посмотреть, как надо жить и бороться.

В дни Великой Отечественной войны, когда от маленьких и больших жизнь требовала мобилизации всех душевных ресурсов, возрос интерес школьников к образу героя-современника, в чем-то друга, в чем-то наставника. Но в дни войны дети так и не обрели на сценах детских театров желанного героя и, естественно, что сценическое его воплощение, рассказ о его делах и днях стал первоочередной задачей ТЮЗов.

Галерея сценических образов героев Отечественной войны на сценах театров, играющих для взрослых, постоянно расширялась. Пьесы о послевоенной действительности, о людях войны и созидателях мирной, послевоенной жизни широким потоком заполнили в последующие за Постановлением ЦК ВКП(б) месяцы и годы сцены театров, играющих для взрослых. Создание образа героя-современника, раскрытие и воплощение его духовной сущности, умение сочетать в нем черты типичные с сугубо индивидуальным определили успешность исканий театров. В таком же пристальном внимании к делам и духовному миру современника ощущал острую необходимость и театр для детей, настойчиво подгоняемый требованиями и интересами своего зрителя.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.