menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 2. Часть 5

Центральный детский театр 1936-1961«Дети! На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу, — писал Аркадий Гайдар. — Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки — переживают события Великой Отечественной войны.

Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии.

Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».

Дети взрослели. Рушилось обычное представление о жизни, ширился кругозор, приобретался личный опыт, менялись взгляды, потребности, оценки и интересы.

Центральный детский театр не был подготовлен к встрече с новым зрителем. Репертуарный голод, вызванный молчанием детских драматургов, потеря связи со своими авторами болезненно сказались на жизни театра. Организационно и творчески театр нуждался в коренной перестройке.

Состояние» в котором пребывал театр по приезде в Москву, отчетливо выявилось на первой же премьере — «Далеком крае» Е. Л. Шварца (29 апреля 1944 года).

Из пьес, написанных детскими драматургами по живым следам событий Великой Отечественной войны, только пьеса Шварца задержалась в репертуаре ТЮЗов. Созданная в самом начале 1942 года по приезде Е. Л. Шварца из блокированного Ленинграда в Киров, она вошла в репертуар местного ТЮЗа, была поставлена на сцене обоих Ленинградских ТЮЗов, Московского ТЮЗа и Центрального детского театра.

Одновременно и несколько позднее написанные пьесы Н. Я. Шестакова («На заре туманной юности»), В. А. Любимовой («Родной дом»), С. П. Силаева («Седой генерал»), И. И. Келлер («Таня»), К. Филипповой («Костя — партизан») ставились лишь очень немногими театрами, их сценическая жизнь была предельно краткой.

Драматурги, пишущие для взрослых, намного опередили своих собратьев. Уже в 1942 году К. М. Симонов, А. Е. Корнейчук, Л. М. Леонов создали произведения, глубоко взволновавшие театры и зрителей. «Русские люди», «Фронт», «Нашествие» широкой волной прошли по театрам страны. В этих постановках раскрывались творческие возможности коллективов, на них росли актеры. Благодарно и взволнованно откликнулись на спектакли зрители.

Значительно хуже обстояло дело с репертуаром детских театров. Пьесы о современной действительности, написанные детскими драматургами, носили очерковый характер, события окружающей жизни рассматривались в них только под углом зрения воздействия войны на судьбы детей, сама военная действительность служила лишь бегло набросанным фоном. Особенно отчетливо художественная незавершенность этих пьес сказывалась в обрисовке характеров.

Естественно, что ТЮЗы, испытывавшие столь насущную потребность в пьесах о современности, обратились к репертуару театров, играющих для взрослых и осуществили на своей сцене постановки пьес «Русские люди» К. М. Симонова, «Бессмертный» А. Н. Арбузова и А. К. Гладкова и «Домик на окраине» А. Н. Арбузова.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.