menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 2

Центральный детский театр 1936-1961Приказ Комитета по делам искусств РСФСР, подводящий итог смотру, констатировал: «В целом репертуар театров для детей, недостаточно отображающий жизнь современных советских людей, нельзя признать удовлетворительным».

В своем заболевании детский театр был не одинок.

Направленное в адрес всего советского театрального искусства постановление ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 года «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» отмечало неудовлетворительное состояние репертуара драматических театров и — как главный его недостаток — указывало на то, что «пьесы советских авторов на современные темы оказались фактически вытесненными из репертуара крупнейших драматических театров страны».

«Такое положение дел с репертуаром драматических театров не отвечает интересам воспитания трудящихся и не может быть терпимо в советском театре», — констатировало постановление. Естественно, как нетерпимо было подобное состояние репертуара и для ТЮЗов, в чьих воспитательных задачах заключался основной смысл их деятельности.

Постановление, непосредственно не адресуясь к ТЮЗам, вместе с тем явилось для них программным, ставя перед театрами определенную цель: «воспитывать советскую молодежь бодрой, жизнерадостной, преданной родине и верящей в победу нашего дела, не боящейся препятствий, способной преодолевать любые трудности».

Приближение к этой цели в первую очередь зависело от советских драматургов, пишущих для детей. Еще в годы Отечественной войны молчание детских драматургов сдерживало дальнейшее поступательное движение детских театров. Теперь оно становилось угрожающим.

К началу второго послевоенного сезона (1946—1947) положение с детской драматургией оставалось по-прежнему сложным. В октябре 1946 года МК ВЛКСМ созвал специальное совещание по вопросам репертуара ТЮЗов. В выступлениях драматургов, работников ТЮЗов и педагогов остро ощущались репертуарные трудности театров. Выйти из затянувшегося репертуарного кризиса ТЮЗы могли, лишь проявив немалую инициативу.

По этому пути и пошли тюзовские коллективы, в том числе и Центральный детский театр.

Первые послевоенные годы сложились для Центрального детского театра мало благоприятно. Коллектив переживал серьезные творческие, репертуарные и организационные трудности. Театр играл в маленьком, технически плохо оснащенном здании. В труппе происходили постоянные перемены, уходили актеры, связанные по своей предшествующей деятельности с другими театрами.

Л. А. Волков, совмещая художественное руководство театром с работой в Художественном театре в качестве актера, не мог уделить Центральному детскому театру достаточно внимания. В тот период, когда коллективом Центрального детского театра руководил Л. А. Волков (1944—1948), он сам как режиссер поставил целиком только два спектакля — «Грач, птица весенняя» и «Красный галстук». А театр настоятельно нуждался в повседневном внимании. Постановки осуществлялись в большинстве случаев случайными для театра людьми, не задерживавшимися долго в его составе (П. В. Никандров, А. И. Рубин, Н. Н. Аноева, М. Н. Овчининская).

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.