menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 14

Центральный детский театр 1936-1961Спектакль развертывался как живой и страстный рассказ о нашем современнике. Занавес раздвигался под мажорные звуки музыкальной увертюры. Перед зрителями возникала огромная карта Арктики, занимающая пространство всей сцены. Стоя перед картой, капитан морской авиации Александр Григорьев задумчиво, как бы вспоминая о далеком прошлом, начинал повествование о начале своего жизненного пути. Роль Сани Григорьева театр поручил юному выпускнику школы-студии им. В. И. Немировича-Данченко А. А. Михайлову. Смелость театра полностью себя оправдала. На первый взгляд герой спектакля мало чем привлекал к себе внимание. В его внешности не было ничего примечательного: низкорослый, худощавый, с неприметным лицом. Но чем больше раскрывался его духовный мир, чем полнее обнаруживались его цели и стремления, тем сильнее и сильнее притягивал Саня — Михайлов симпатии зрителей, заставлял напряженно вслушиваться в его слова, с волнением следить за его поступками.

Непосредственность, горячность, неумение владеть собой, характерные для школьника Сани Григорьева в первых картинах, переходили постепенно в сдержанность, собранность, спокойствие, которые ему привила опасная профессия полярного летчика. Но страстная одержимость юношеской мечтой не покидает Сашу — Михайлова никогда. И это делало образ особенно любимым и нужным для зрителей, писавших в своих отзывах: «спектакль очень нравится потому, что идея спектакля — мечта о большом, героическом, мечта каждого из нас».

В «Двух капитанах» сказались недочеты, свойственные постановке «Как закалялась сталь». Одни картины нашли свое яркое и действенное воплощение в спектакле (сцена в роще, школьный выпускной вечер), другие, как, например, сцена финала, театру не удались; неравноценно было и актерское исполнение. Но весь спектакль наполняла единая мысль, единое горячее дыхание, сильно и страстно звучала тема юного современника.

В цитированной выше рецензии на «Два капитана» А. Я. Бруштейн писала: «Дети жадно ищут в искусстве героику. Дети принимают показ героя как призыв к ним, детям, обращенный как эталон для их жизненного поведения».

Способность и готовность к свершению подвига, одержимость мечтой близки и волнующи для зрителей детского театра, смелость, отвагу, честность, умение во имя большой цели поступиться личным превыше всего ценят школьники в полюбившихся им героях книг, кинофильмов, спектаклей. Но школьнику хочется увидеть и черты, н чем-то знакомые и близкие ему.

В обычности Павла — Перова и Сани — Михайлова, в их внешней повседневности заключалась их особая близость со зрителями.

И вместе с тем внутренняя сила, одержимость и горячая взволнованность поднимали образ над обыденной жизнью, рождая суровую романтику подвига. В сочетании черт героики и подкупающей простоты таилась сила воспитательного воздействия этих образов на юных зрителей. Они вызывали стремление школьников походить на них и в нужный момент поступить так же, как поступали герои Катаева, Островского, Каверина, Кассиля.

Школьники, мечтающие «в трудную минуту жизни пойти в театр, повидаться со своим героем и посмотреть, как надо жить и бороться», придя на спектакли Центрального детского театра, обретали желанного героя.

Путь инсценировок оказался плодотворным. Инициатива, проявленная театром, полностью оправдала себя. Театр сумел стать нужным и интересным для своего зрителя, утолив его давний голод по сценическому воплощению образа героя-современника.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.