menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 17

«Неравный бой» (5 марта 1960 года) — новая веха в содружестве театра и драматурга. Веха примечательная и не менее значительная, чем все предшествующие постановки пьес Розова. В «Неравном бою» со ставшей для него уже характерной настойчивостью театр говорит со своим зрителем языком жизненной правды и правды искусства. Но так же, как Розов, он хочет уловить новое, присущее современнику и сверстнику тех, кто заполнял его зал в часы спектаклей.

В пьесе Розова затронут привычный для него круг проблем, связанных со взволнованными раздумиями с молодежи, о ее путях в жизни. Но в голосе драматурга появились новые интонации, казалось бы чуждые привычной стилистике розовских пьес, в них слышались не только суровые, но гневные ноты. Они стали суше и резче, а общий тон разговора мужественным и волевым, выводы четче и определеннее. На пути Андрея Аверина не стоял реальный простой и основной конфликт, решался в плоскости сугубо личной — борьба с самим собой, стремление определить свое место в жизни.

Савин лишь почувствовал реальных врагов в лице Леночки и Лапшина, обнаруживая потенциальные стремления к бою в своей еще детской выходке с отцовской саблей. Славка Заварин лицом к лицу сталкивается с противником жестоким и сильным, схватка здесь неизбежна, бой состоится. В чем же смысл этого боя, во имя чего он ведется? Бой за право думать, как думают одни, бой с мещанством, как предполагают другие.

А каково мнение автора? «Может казаться, что неравный бой мальчика против дяди и тети, а на самом деле неравный бой ведут все те, кто ведет его против естественного течения жизни», — говорит Розов. Бой из сферы личных столкновений перешел на широкую жизненную арену. Идет бой за «естественное течение жизни».

Так и воспринял замысел «Неравного боя» режиссер Эфрос, Правильно уловивший и новую тональность розовской драматургии, связанные с этим шероховатости в привычно камерной спокойной манере Розова-писателя. По мнению Эфроса, «Неравный бой» — самое серьезное и глубокое из произведений Розова. Многие по недоразумению все продолжают считать его этаким полудетским, полувзрослым автором, никого особенно не упрекающим и для всех приятным, — пишет Эфрос в дни работы над пьесой. — Эти люди, по-моему, не заметили того быстрого развития, которое претерпевает творчество драматурга. "Неравный бой", мне кажется, самое серьезное и глубокое из его произведений. В каждой новой пьесе писатель предлагает новые задачи. Они новы, потому что на них не ответишь старыми, привычными приемами. И нам, режиссерам, приходится долго ломать себе голову, чтобы хоть в какой-то степени эти задачи решить».

Как и в предшествующих постановках, режиссер нашел точные средства и детали для передачи столь необходимого пьесам Розова фона. Скрупулезно точно вырисовывался уклад дома, быта (художники В. И. Лалевич и Н. Н. Сосунов).

Крепкий, барачного типа домик, порядком состарившийся. Перед ним нечто вроде дворика. Разгорожены полосками железа грядки с не слишком богатой растительностью. В своей обнаженной наготе застыла железная кровать, из породы доживающих век. Стол, скамейка. В окно выглядывает массивный оранжевый абажур; на железных листах крыши, выкрашенной в разные цвета по количеству обитателей, цепко держатся телевизионные антенны. Дом как дом, все по старинке, привычно для подмосковных окраин.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.