menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Введение. Часть 9

Центральный детский театр 1936-1961Спору нет, зрители детских театров начала 20-х годов и в наши дни во многом различны по своему развитию и требованиям к искусству театра и его репертуару. Но присущие детскому возрасту особенности восприятия ощутимо сказываются и в зрителях сегодняшних спектаклей. Не учитывать их нельзя. Предоставлю слово для ответа драматургу Евгению Шварцу, пьесы которого с равным успехом шли и продолжают идти в театрах и для детей, и для взрослых.

«Я убедился в том, — пишет Е. Л. Шварц, — что:

1. Разница: писатель — детский писатель, драматург — детский драматург — чистый предрассудок.
2. Работа над словом в детской пьесе не меньше и не легче, чем работа над словом в романе на сорок печатных листов.
3. Слухи о том, что хорошее слово не переходит через рампу, — ложь.
4. Слухи о том, что характеры в детской пьесе должны быть элементарны, — сильно преувеличены.
5. Слухи о том, что в пьесе для детей необходима чисто прикладная, легко познаваемая идейка, — сомнительны».

Специфика детской пьесы — есть. Но в ней нет ничего страшного. По поводу театра для детей хороша сказал А. А. Брянцев: «..Это расширенный театр для взрослых. То есть и взрослым и детям он должен быть одинаково интересен и полезен. То же можно сказать и о детской пьесе».

Через детскую драматургию вошли в литературу С. Я. Маршак, А. Я. Бруштейн, Е. Л. Шварц, С. В. Михалков, В. С. Розов.

Из «взрослой» литературы на детскую сцену пришли А. Н. Толстой, В. П. Катаев, К. А. Тренев, К. Г. Паустовский, М. А. Светлов, А. Н. Афиногенов, В. А. Каверин. И творчество этих корифеев советской литературы нисколько не обеднело и не потускнело от того, что они обратились к детям и подросткам.

«Товарищи, известные драматурги! Если вы придете с пьесой в театр юного зрителя, вы не только дадите, но и получите большую радость», — призывал К. А. Тренев своих собратьев по перу.

Нет никакого профессионального отличия и в работе режиссера, художника, композитора детского театра от их собратьев, работающих во «взрослом» театре.

М. О. Кнебель — режиссер МХАТа, придя в Центральный детский театр, ставила спектакли для детей младшего возраста («Конек-Горбунок», «Волшебный цветок» и др.) и старшеклассников. «Сказку о сказках» А. Г. Зака и И. К. Кузнецова для малышей, «Друг мой, Колька» А. Г. Хмелика для подростков и серию постановок пьес Розова для старшеклассников поставил в Центральном детском театре А. В. Эфрос, затем главный режиссер театра Ленинского комсомола. На сцене Центрального детского театра дебютировал как актер и режиссер ныне актер и главный режиссер театра «Современник» О. Н. Ефремов. Трудно определить — взрослому или детскому театру принадлежат ленинградские режиссеры Б. В. Зон и П. К. Вейсбрем.

А один из родоначальников тюзовского движения Л. Ф. Макарьев, возглавляя кафедру драматического искусства Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, на протяжении длительного времени ведет подготовку режиссеров для всего советского театра.

Что же касается актеров, то достаточно сослаться на пример народных артистов СССР Н. К. Черкасова, М. И. Бабаковой, Б. П. Чиркова, В. П. Полицеймако, И. В. Ильинского, в течение ряда лет работавших в детских театрах.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.