menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 12

Центральный детский театр 1936-1961Героико-романтическому звучанию спектакля мало способствовала музыка Н. В. Макаровой, о которой В. И. Потапов писал: «Создается впечатление, что музыка эта не так уж раскрывает тему и не столь уж помогает актерам, сколько «сопровождает» действие, ею, преимущественно, стараются заполнить перерывы между картинами или образовавшиеся в результате инсценирования "пустоты"».

Значительно более верного союзника в реализации замысла спектакля обрел постановщик в художнике П. В. Вильямсе. Избегая натуралистических подробностей, художник в подавляющем большинстве картин нашел нужное сочетание жизненной достоверности с ее поэтическим осмыслением. Художник тонко почувствовал мягкую прелесть украинской природы с уходящей вдаль рекой и низко склонившей ветви ивой на берегу, пылкий зной черноморского побережья с пронзительно ярким небом и причудливыми южными растениями, белесый покой заснеженной лесной чащи.

Героико-романтический тонус спектакля отчетливо ощущался в одной из интермедий, когда, за тюлевым занавесом на темном фоне, в такт торжественной и ликующей музыке марша двигались колышащиеся алые знамена. Они как бы возвышались над невидимыми публике полками победоносной буденновской армии.

Фрагментарность, свойственная инсценировке, ясно ощущалась на всем строе спектакля, очень обедненном отсутствием полноценных образов соратников Павла и его близких.

Среди исполнителей, которых в списке действующих лиц насчитывалось около тридцати, были отдельные роли, интересно и убедительно сыгранные. М. С. Нейман — Червинский — внешне типичный интеллигент старого времени, но за благородной внешностью и изяществом манер таится звериная ненависть к Советской власти; 3. А. Сажин — парикмахер Шлема — запуганный и простодушный; Христина — Г. Г. Новожилова — миловидная, с нежным украинским говорком, искренне и безропотно жертвующая собой во имя брата-партизана.

Но все это были лишь эпизодические персонажи. Что же касается людей, в непосредственной близости с которыми шло формирование Павла, оказавших на него огромное влияние, то здесь театр потерпел поражение. Нелепо было бы обвинять в этом актеров, появляющихся на сцене лишь с целью пояснить ту или иную биографическую деталь в жизни героя.

Смысл и ценность постановки «Как закалялась сталь» определяет зрелость исполнения центральной роли. Это подтверждает пример и Ленинградского театра им. А. С. Пушкина, где роль Павла играл А. Ф. Борисов, и Московского театра Ленинского комсомола (В. Р. Соловьев), и Новосибирского ТЮЗа (В. И. Макаров), и многих других предшествующих и последующих постановок «Как закалялась сталь».

«Для нас было совершенно ясно — есть Павел —есть спектакль», — утверждал В. С. Колесаев. Во имя образа Павла, раскрытия в нем характерных черт героя-современника ставился этот спектакль.

Выступить в роли Павла Корчагина, да еще перед аудиторией подростков, в подавляющем большинстве своем преданно влюбленных в героя Островского, — задача сложнейшая для опытного актера. Роль Павла Корчагина — первая крупная работа молодого актера Е. В. Перова на сцене Центрального детского театра.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.