menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 6. Часть 21

Центральный детский театр 1936-1961Высокого мастерства достигало исполнение отдельных ролей в «Мертвых душах» и других классических спектаклях (Крутицкий — М. С. Нейман; Настя — А. В. Елисеева; Мигачева — Т. Н. Струкова; Елеся — А. М. Щукин; Лариса — Л. С. Чернышева — «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского; Белогубов — М. Т. Андросов; Кукушкина — В. А. Сперантова — «Доходное место» А. Н. Островского), ощутимо сказывалось единство актерского ансамбля и режиссерская культура театра. Но ни одна из классических постановок не поднялась до художественного уровня современных спектаклей Центрального детского театра, не. была озарена свежестью прочтения, не отличалась самобытностью актерского исполнения.

В репертуарных планах Центрального детского театра постоянно встречается классика. Театр тянуло к произведениям масштабным, пьесам сильного драматического накала, требующим зрелости искусства актеров и постановщика. Планируя в 50-е годы свой классический репертуар, руководство театра наряду с «Недорослем» Фонвизина, пушкинскими сказками называло «Бориса Годунова» Пушкина, «Овечий источник» Лопе де Вега, «Вильгельма Телля» и «Разбойников» Шиллера, инсценировку «Тараса Бульбы» Гоголя. Замыслы были смелыми и многообещающими. Осуществление — значительно более скромным.

За 8 лет (1954—1961) театр поставил лишь две классические пьесы и две инсценировки по Марку Твену («Тем Сойер») 53 и Диккенсу («Оливер Твист»).

«Мещанин во дворянстве» — первый опыт работы Центрального детского театра над зарубежной классикой. Знакомя московских школьников с эпохой Мольера, театр постарался быть скрупулезно точным в обрисовке эпохи, ее быта и нравов, предельно обосновать логику поведения действующих лиц.

Постановщик М. О. Кнебель и художник М. М. Курилко полностью воспроизвели весь внешний вид дома Журдена. Вместе с господином Журденом зрители переступают порог его дома с узорчатой дверью, над которой солидно возвышается эмблема мануфактурной фирмы. Благодаря услужливому повороту круга попадаем в обширный двор с галереей. Еще один поворот круга, и вслед за хозяином зритель проникает во внутренние покои, обставленные точно соответственно эпохе, вкусу и потребностям семейства Журден.

Повседневная жизнь семьи становится достоянием зрителей. Вот маленькая, деловитая госпожа Журден (А. Н. Кудрявцева) в сопровождении быстрой, озорной и игривой Николь (Н. Ф. Терновская) выбивают и развешивают во дворе запылившиеся ковры. Через двор, под водительством самого хозяина, приказчики тащат в лавку увесистые тюки разнообразных тканей.

Обстановка, весь реквизит, костюмы сделаны добротно, в строгом соответствии с эпохой и характером действующих лиц. Все тщательно продумано и логически оправдано.

Зритель получал полные сведения об эпохе Мольера, слышал текст Мольера, но образный строй его пьесы, ее эмоциональная стихия сникали под непосильным грузом бытовой достоверности.

Замысел режиссуры — «выделить на первый план молодежь», сыграть пьесу Мольера «как народную комедию, показать в ней народ, смеющийся над богачами, нравственное торжество народной об эпохе. Действие трагедии текло непрерывно. Перестановки совершались в темноте буквально мгновенно. Едва кончалась картина, как звуки музыки и человеческой речи возвещали о начале новой. Яркий сноп света выхватывал из темноты одинокую фигуру Пимена, отдельные группы людей, начинающих следующую картину.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.