menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 15

Центральный детский театр 1936-19612


Театр настойчиво и деятельно работал с детскими драматургами. Плодом этого союза явились постановки четырех пьес С. В. Михалкова и пьесы В. А. Любимовой «Снежок».

Нисколько не оспаривая необходимости театру для детей быть театром всех школьных возрастов и, учитывая это, соответственно формировать свой репертуар, не обижая ни одну из категорий его зрителей, нельзя забывать, что наиболее обездолены и нуждаются в добром содружестве с ТЮЗом учащиеся 5—7-х классов. В самом деле, для девушек и юношей, достигших 16 лет, либо приближающихся к этому, желанному для всех юных театралов возрасту, открыты двери всех театров. Для малышей в репертуаре подавляющего большинства театров Москвы, Ленинграда и других городов имеются сказки. А вот те, у кого за плечами уже несколько лет школьной жизни, для них посещение «Синей птицы» и «Трех толстяков» — пройденный этап, а спектакли обычных театров непосильно сложны. Именно для них ТЮЗы — единственные театры не только доступные, но просто насущно необходимые. Только здесь они могут получить ответы на вопросы, связанные с их жизнью, и на примере сверстника, сталкивающегося с аналогичными трудностями и недоумениями, понять многое чрезвычайно важное и нужное для их повседневной жизни.

Из всех постоянных посетителей ТЮЗов это возраст — наиболее трудный, требующий тонкого проникновения в психику подростка, уже переступившего порог детства, жадно и горячо познающего мир, жаждущего самоутверждения и проникновения во все тайны бытия. Понять это сложное существо, угадать, что волнует его, подсказать ему, как верно ориентироваться в жизни — задача важная и необычайно ответственная. Она по плечу немногим и требует особого такта, особой прозорливости.

Знатоками детской психологии зарекомендовали себя в драматургии Евгений Шварц, Александра Бруштейн, Леонид Макарьев, Николай Шестаков. С полным правом к плеяде основателей тюзовской драматургии должно быть присоединено имя Сергея Михалкова. И не только присоединено, но и отмечена его основополагающая роль в разработке и утверждении на сцене детского театра тематики, непосредственно отражающей повседневную жизнь учащихся средних классов. В самом деле, в творческом наследии Е. Л. Шварца пьесы из жизни советских школьников занимают весьма скромное место, А. Я. Бруштейн писала о старой гимназии и школе первых послереволюционных лет. В подавляющем большинстве пьес о школе в качестве героев выступают учащиеся старших классов, как это легко проследить по произведениям В. А. Любимовой, много пишущей о жизни старшеклассников.

Признавая, что пионеры «законнейшие наследники всего, что сделано и делается», А. М. Горький отметил в беседе с молодыми ударниками, вошедшими в литературу: «У нас очень много людей и тем, которых литература не коснулась. Мы совершенно не знаем, как живут пионеры. А это в высшей степени интересный народ».

Довоенная советская детская литература не отвечала запросам детей, обращавшихся к А. М. Горькому с жалобой: «Мало рассказов из нашей детской жизни».

Детская драматургия очень долгое время почти ничем не восполняла этот пробел, и роль Сергея Михалкова в его преодолении ведущая.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.