menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 20

Центральный детский театр 1936-1961И тема пьесы, и характеры главных ее героев — Валерия и Шуры — подсказаны жизнью, подтверждая слова автора о том, что «писатель только тогда может написать произведение, которое найдет у читателя отклик, когда он напишет его, основываясь на своих личных жизненных наблюдениях».

Пьеса Михалкова была современна и своевременна. Недавняя война, первые послевоенные годы, когда для детей к для взрослых начиналась мирная жизнь и когда возникала потребность о многом поразмыслить и многое понять — все это нашло явственный отзвук в пьесе. Скольким детям война принесла сиротство и заставила их, совсем еще мальчишек и девчонок, самостоятельно решать вопрос — как жить дальше. В образе сироты Шуры Бадейкина эта тема прозвучала отчетливо и оптимистично. Автор утверждает добрую мысль о том, что маленький человек, потеряв близких, не остается одиноким и покинутым. Современен и образ другого героя Михалкова — Валерия. Родители Валерия целиком поглощены своими служебными обязанностями. Их духовное воздействие на-него минимально. И это сказывается на подростке, окруженном полным благополучием, но фактически предоставленном самому себе. Эта тема впоследствии неоднократно разрабатывалась в детской драматургии, но истоки ее приводят к пьесе Михалкова, также как и широко распространенный в более поздних пьесах для детей и юношества конфликт одного из школьников со всем школьным коллективом впервые был намечен в «Красном галстуке». Но ни в одной из последующих пьес на эту тему не был так убедительно раскрыт духовный мир провинившегося героя, не было столь же убедительно и сложно показан его душевный перелом, постепенность осознания им своего проступка, как это свойственно герою «Красного галстука». Значительность и своевременность подобного разговора сделали пьесу Михалкова насущно необходимой для ТЮЗов, хотя она не была свободна от недочетов, и весьма существенных.

Художественные просчеты пьесы очень точно сформулировал Лев Кассиль: «Замысел пьесы прекрасен. Но решение дано уж слишком прямолинейно. Почти за всем, что происходит в пьесе, ощущается суховатый, слишком уж выверенный, назидательный транспарант... В пьесе много публицистики и зато мало истинной поэзии».

Право первой постановки «Красного галстука» было предоставлено автором Центральному детскому театру (6 июня 1947 года).

По словам постановщика спектакля Л. А. Волкова, «театр стремился к скупому, строгому, лаконичному сценическому решению этой пьесы, главная ценность которой не в фабуле и острых драматических положениях, а в психологии героев».

Серьезность разговора, который намеревался вести театр в Красном галстуке» со зрителем, не совсем верно истолковывалась режиссером. Как бы опасаясь отвлечь чем-либо неустойчивое внимание детей от главного, Л. А. Волков излишне аскетично поставил спектакль, лишив его игровых сцен, действенных эпизодов. Художник И. В. Вильямс выбрал из своей многокрасочной палитры наименее яркие и выразительные тона: квартира Вишнякова в новом доме выглядела весьма неприглядно, унылый пейзаж простирался за открытыми окнами.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.