menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 6. Часть 1

Глава шестая ПОИСКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Говоря, что «розовские пьесы отражают нашу сегодняшнюю жизнь, отражают правильно, хорошо, оптимистично», Анатолий Эфрос отметил то главное, что привлекло Центральный детский театр в произведениях Розова: его пьесы правдиво, значительно и талантливо рассказывали о современной действительности.

Театр приветливо встречал молодых авторов, решительно протягивая руку поддержки тем, кто хотел идти с ним по одному пути.

Театр ведет переговоры и со своими старыми друзьями драматургами А. Я. Бруштейн, С. В. Михалковым, П. Г. Маляревским, Г. Л. Любимовой и с недавними дебютантами на драматургическом поприще А. Г. Заком, И. К. Кузнецовым, Л. Б. Гераскиной, Г. И. Принцевым. Обращается к крупнейшим советским писателям К. Г. Паустовскому, В. А. Каверину, Н. Ф. Погодину, писателям-фантастам В. И. Немцову, А. П. Казанцеву, пытается привлечь в свои ряды детских писателей К. И. Чуковского, Н. Н. Носова, Ю. В. Сотника, Л. Ф. Воронкову, А. Н. Рыбакова, И. И. Дика, И. Георгиевскую. Задумывается над инсценировками романов Н. Л. Островского «Рожденные бурей», А. С. Макаренко «Педагогическая поэма», повести А. П. Гайдара «Судьба барабанщика», кидает вопрос о постановке драматической переделки романа Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Движимый желанием рассказать зрителям о многом и по-разному театр обращается не только к профессиональным драматургам и признанным всей советской литературой писателям. На его сцене и пьесы журналиста А. Г. Хмелика, заведующей сельским клубом комсомолки 3. Н. Дановской, моряка Ю. А. Гутина, в прошлом комсомольского работника Н. А. Ивантер. С особенным радушием театр протягивает руку авторам, пишущим на основе своих личных наблюдений.

Но радушие и доброжелательность нередко и подводили театр. В запале увлечения совершались ошибки. Порой срывы объяснялись излишней доверчивостью к автору, желанием показать на сцене новые стороны советской действительности, новых героев.

Настойчивое стремление создать спектакли о сверстниках зрителей, об их каждодневной жизни привело к постановке спектакля «Отрочество» (17 марта 1955 года). Инсценировка повести С. М. Георгиевской, сделанная автором совместно с Э. Я. Малых, не внушала никаких иллюзий насчет будущего спектакля.

«Пьеса показалась скучной, мало интересной. В ней нет напряженных, волнующих конфликтов, зато все происходящее сдобрено нарочитой сентиментальностью. Что принесет зрителям этот спектакль?» — говорили актеры на обсуждении пьесы.

Непосильное бремя, взваленное на плечи актеров, вело к явному поражению. Так и произошло. Спектакль ненадолго задержался на сцене, не обогатив своим появлением ни театр, ни зрителей.

Не оправдала себя и работа коллектива над пьесой В. А. Каверина «Дочка». Серьезные проблемы работы опытной пчеловодческой станции, сложные человеческие отношения автор попытался отразить в форме веселой комедии-водевиля. Как справедливо говорилось на заседании Художественного совета Центрального детского театра, «"Дочка" — пьеса по своим событиям мелкая, незначительная, хотя в ней взята важная тема, спектакль скучен, неинтересен и вряд ли нужен зрителям». Спектакль был все же показан зрителям (20 июня 1956 года, постановщик В. С. Колесаев), но как доказала краткая бесславная сценическая история пьесы, постановка действительно оказалась ненужной.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.