menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 16

Центральный детский театр 1936-1961К моменту прихода в ЦДТ В. Ф. Дудин только начинал свой путь в искусстве. Ответственность возложенных на него задач усугублялась тем, что режиссер впервые встречался с детской аудиторией.

С приходом Дудина к руководству Центрального детского театра началась коренная реорганизация труппы. Театр покинуло подавляющее большинство актеров бывшего Московского театра для детей. Приходили новые люди, часть из них навсегда связала свое творчество с Центральным детским театром, в немалой мере способствуя его дальнейшему росту, — другие задерживались ненадолго. Текучесть состава была такова, что, по данным 1940 года, за один год театр покинуло 22 человека.

С. Г. Розанов, Э. И. Мэй, В. Д. Королев — режиссеры Московского театра для детей, в Центральном детском театре проработали очень недолго. После их ухода театр не смог заполнить вакантных мест. На отдельные постановки приглашались режиссеры и художники различных театров.

Подобное положение для коллектива, остро нуждающегося в объединении на определенной творческой платформе, в выработке общих художественных и педагогических установок, не способствовало успеху дела.

В повседневной жизни театра В. Ф. Дудин много внимания уделял заботе о профессиональном росте актерского мастерства, стремился пополнить труппу одаренными людьми. Но репертуар театра, искания режиссуры не всегда были направлены по нужному пути.

Увлечение в этот период комедийным жанром, изяществом формы, красочностью и пластичностью внешнего рисунка в ряде постановок Центрального детского театра нередко вело к измельчению авторского замысла, ограничивало задачи, стоящие перед актером.

Стремление постановщика к созданию изящного спектакля комедийного плана, в котором бы ярко выявились изобретательность и фантазия режиссера, а актеры имели бы возможность продемонстрировать свое умение грациозно двигаться, носить костюм, мелодично читать стихи, отчетливо сказалось в постановке «Романтиков» Ростана (5 ноября 1940 года).

Театру удалось создать спектакль «очень изящный... наполненный французской галантностью». Красив и поэтичен старинный парк с беседками и фонтаном, при лунном освещении настраивающий на романтический лад (художник Я. 3. Штоффер), изящна и мелодична музыка (композитор Т. Н. Хренников). Изобретательность постановщика, не лишенная остроумия и сценической яркости, нашла полный простор в спектакле. Но, увлекшись внешними атрибутами, составляющими необходимую принадлежность пьесы Ростана, постановщик искусственно сузил задачи, стоящие перед актерами, сосредоточив и свое и их внимание на заботах о внешней форме образов.

В финале по замыслу режиссера должен был «опускаться кружевной занавес, и актеры, как фарфоровые игрушки, будут находиться в этом орнаменте». И хотя этот замысел не был воплощен, но «фарфоровое естество» ощутимо выявлялось в образах юных влюбленных: их страсти и отчаяние были игрушечными.

Сильветта А. В. Елисеевой была изящной куколкой с кудрявой головкой. Актриса нашла «для своей героини только две краски: ее Сильветта наивна и капризна». Она лишь играет в любовь, высмеивая и развенчивая чувства героини Ростана.

Роль Перси не была поручена молодому актеру М. Т. Андросову. Внешне Персине напоминал едва оперившегося птенца — рыжеватые курчавые волосы и розовые щеки придавали ему сходство с ребенком, наивным и смешным, ринувшимся в игру, до которой он еще не дорос.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.