menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 5

Центральный детский театр 1936-1961«Тенденция позабавить ребенка», по утверждению А. М. Горького, не есть «недоверие, неуважение к нему», она педагогически необходима как средство, как гарантия против опасности засушить ребенка «серьезным», вызвать в нем враждебное отношение к «серьезному». Справедливость этого утверждения очевидна. Оно проверено всей историей детской литературы и многолетним опытом детского театра. Характерно, что в постановлении ЦК ВКП(б) о создании Детгиза (9 сентября 1933 года) перед детским издательством ставилась задача: «Создать ряд книг развлекательных, в первую очередь для младшего возраста». И руководители Московского театра для детей правильно понимали необходимость создания для малышей развлекательных спектаклей. Но в своем стремлении забавлять ребенка театр порой непомерно увлекался зрелищностью и красочностью.

«Я знаю, что как режиссер, как художественный руководитель я не всегда умела существо содержания ставить выше формы. Увлечение внешним нередко имело место» , — впоследствии самокритично оценивала свою работу Н. И. Сац. Излишества режиссерской фантазии, увлечение приемами внешней выразительности в синтетических спектаклях Московского театра для детей порой выявлялись весьма ощутимо.

А. А. Брянцев, так же как и Н. И. Сац, настойчиво пропагандировал постановки синтетических спектаклей. «Обойтись без музыки, без танца, конечно, нельзя, ибо то и другое — это непросто нарядность спектакля, а это есть его особая радостность, особая его эмоциональность, — говорил он в кругу своих собратьев по работе в детском театре. — Но опять-таки, когда вся эта синтетичность осмысленна, когда это не просто вставной номер балета или песенка, а когда наступает такой момент, когда уже нельзя говорить, а надо запеть, когда уже нельзя идти, а надо побежать, надо затанцевать, довести до известного апогея то, что мы сейчас нашему зрителю даем».

И в синтетических спектаклях Лентюза главным была их драматургическая основа. Слову предоставлялось ведущее место. У актеров была полная возможность создавать живые характеры.

Последнее как раз являлось самым уязвимым местом синтетических спектаклей Московского театра для детей. В одной из статей журнала «Советский театр» за 1932 год есть строки, посвященные пантомимно-балетному спектаклю «Я — мало, мы — сила»: «В спектакле, к сожалению, уничтожена индивидуальность персонажей (исключение — роль колониального эксплуататора). Это привело к нивелировке образов: бесцветны группы туземцев, и стандартны пионеры. Не удалось создать и собирательного образа. Актеры играют не образы, а общую для всего актерского коллектива отвлеченную задачу».

О том, что в этой постановке «отсутствие образов восполнялось акробатикой, эксцентриадой», писала и А. Я. Бруштейн.

Подытоживая свой режиссерский путь в Московском театре для детей, Н. И. Сац пишет: «Пожалуй, только начиная с постановки «Крекинга» (1932), я как режиссер по-настоящему попыталась подчинить идейному звучанию все внешние выразительные средства. И если этот спектакль получился менее красочным и занимательным, чем другие мои работы, он ценен для меня как этап работы над собой, когда я до конца осознала необходимость бороться за простоту, правдивость и ясность в искусстве».

«Крекинг» — это иное русло репертуарных исканий Московского театра для детей.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.