menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 19

Центральный детский театр 1936-1961Радостно и шумно приветствовали спектакль зрители. В то время как взрослые критики видели в спектакле лишь забавную комедию, не лишенную поучительности, школьники отнеслись к ней очень серьезно, вдумчиво воспринимая те моральные выводы, к которым, умело используя шутку и острую ситуацию, подводил их драматург. Судя по детским отзывам, спектакль стал «большим и хорошим уроком для всех пионеров».

Школьники настолько поверили во все происходящее, что действующие лица казались им «старыми знакомыми».

Постановка обсуждалась на уроках, пионерских сборах. Пионерская газета отмечала, что на сцене Центрального детского театра поставлен «впервые настоящий пионерский спектакль».

Реакция школьников на «Особое задание» еще раз доказала театру необходимость постановки на его сцене пьес о делах и днях школьников. И театр сделал из этого выводы.

О роли Центрального детского театра в создании следующей пьесы Михалкова «Красный галстук» рассказывает сам автор: «В течение длительного времени режиссеры и актеры Центрального детского театра "настраивали" меня на пьесу о школе, о пионерской этике, о дружбе. Они побудили меня искать конфликт, ситуации, которые могли бы явиться основой такой пьесы. Конечно, я не сразу взялся писать на подсказанную мне тему. Но я стал чаще бывать в школах, знакомился с учителями и учениками, стал внимательнее приглядываться к их взаимоотношениям. Привлекала внимание судьба детей, оставшихся в годы войны без родителей. Театр "зарядил" меня интересом к незнакомой теме, и я написал пьесу "Красный галстук". Мы много раз встречались с коллективом театра и тогда, когда пьеса писалась, и во время репетиций. Но "организаторская"' роль театра не подошла к концу в день премьеры. После того, как пьеса была показана зрителям, Центральный детский театр организовал ряд интереснейших зрительских конференций. И здесь продолжалась "школа драматурга"».

«Красный галстук» написан Михалковым к двадцатипятилетию пионерской организации. Герои нового произведения Михалкова — пионеры, их делам и дням посвящена пьеса.

Пионеры нередко появлялись на страницах драматургических произведений и на сценических подмостках, но никогда еще внимание драматурга не было столь полно поглощено решением морально-этических проблем.

История Валерия Вишнякова, исключенного из пионерской организации за отказ выполнить пионерское поручение, становится поводом для очень серьезного разговора автора с подростками. И тема, разрешаемая драматургом, — часть «огромного вопроса об отношении к жизни, о чувстве совести, о гражданской чести».

Основной тезис автора выражен в словах одного из персонажей: «Кто не умеет в детстве дорожить красным галстуком, тот не сбережет и партийного билета». «Каким быть?» — вопрос, прямо поставленный семь лет спустя в пьесе Розова «В добрый час!» и ставший основным для Центрального детского театра, уже отчетливо слышен в «Красном галстуке». По своему построению пьеса отлична от своих предшественниц.

В прошлом, в спектаклях, посвященных пионерской жизни, развлекательные моменты, водевильные и приключенческие ситуации в подавляющем большинстве являлись обязательными. «Красный галстук» лишен каких-либо увеселительных орнаментов, острокомедийных положений. Михалков хотел заинтересовать детей серьезным разговором о них самих, нарушив десятилетиями установленную традицию о том, что пьесы психологического плана доступны лишь старшеклассникам.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.