menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Введение. Часть 11

Центральный детский театр 1936-1961«Актер на сцене детского театра должен быть "бдительным", как ни на одной сцене другого театра, — сказал в своем выступлении на Международном фестивале детских и молодежных театров в Берлине директор театра юных зрителей в Лейпциге Ганс-Дитер Шмидт, — быть «бдительным» в смысле глубокого, правдивого, конкретного исполнения своей роли, увязанного со способностью воспринять, как реагирует публика. Здесь необходимы как строгий сценический контроль актера, так и высокая ответственность перед самим собой, перед постановкой и перед публикой».

Возрастной диапазон ТЮЗов, своеобразие каждого школьного возраста, различие жизненной осведомленности, интересов, запросов зрителей диктует необычайную широту репертуарных границ театров, играющих для детей, подростков и юношей, расширение жанровых границ, привычных для драматического театра.

Широта рамок тюзовского репертуара естественно влечет за собой и необходимость разнообразия и богатства красок творческой палитры актера театра для детей.

Трагедии мирового репертуара — «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Гамлет», «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Разбойники» и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера значатся на тюзовских афишах рядом с простодушно-поэтичными сказками для малышей С. Я. Маршака, Е. Л. Шварца. С. В. Михалкова и пьесами о современной действительности М. А. Светлова, К. М. Симонова, В. А Каверина, В. П. Катаева, Н. Ф. Погодина, В. С. Розова.

У ТЮЗов есть и своя тематика, только им присущая, ими открытая. Это пьесы о делах и днях самих зрителей театра, об их бедах, волнениях, о тех проблемах, решение которых школьники могут получить лишь в ТЮЗе.

Как бы значительны ни были постановки сказок на сцене ТЮЗов, никому не придет в голову уверять, хотя бы памятуя «Синюю птицу», поставленную в Художественном театре К. С. Станиславским и Л. А. Суллержицким, что здесь советский театр для детей выступил первооткрывателем. И как бы хорошо ни поставил Центральный детский театр и Новосибирский ТЮЗ «Как вдкалялась сталь», а Саратовский ТЮЗ «Молодую гвардию», нельзя сказать, что без этих спектаклей сценическая история данных пьес обеднела бы. А пьесы о детях — это целиком заслуга детского театра.

Детям нужны герои и едва вступающие в жизнь, и убеленные сединами. Это и мальчуган Ваня Солнцев, и боец-коммунист Павел Корчагин, и пожилой профессор Полежаев. Вопрос о подлинном герое в пьесах для детей сводится не к возрасту, а к той мере жизненной правдивости и художественной завершенности, которую он получил на страницах пьесы и со сцены театра.

Но нельзя забывать, что в качестве ведущего героя подросток появился в середине 20-х годов в спектаклях ТЮЗов. Его появление с предельной отчетливостью подтвердило правомерность создания детских театров, помогло уточнить их идейное и художественное своеобразие, выдвинуло нового героя, близкого и нужного детскому зрителю.

Естественно и закономерно стремление ТЮЗов с предельным вниманием разобраться в сложном мире мыслей и чувств сверстников зрителей, завязать со школьниками разговор на темы их каждодневной жизни, помогая через искусство осознать свои мысли и чувства и самостоятельно решать насущные для их возраста проблемы.

Открытием нового героя, тонким проникновением в сложный и противоречивый мир чувств и мыслей ребенка и подростка советское театральное искусство обязано актрисам, воспитанным театрами юного зрителя.
 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.