menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 12

«В ряду пьес, свидетельствующих о признаках нового подъема нашей драматургии, свое место заняла пьеса В. Розова "В добры час!" — отмечалось в "Очерках истории русского советского драматического театра". — Написанная для детского театра, эта пьеса приобрела общественный отклик, выходящий далеко за пределы аудитории театра для детей».

Андрей Аверин, так же, как Наташа Соколова («Дневник Наташи Соколовой» А. Г. Зака и И. К. Кузнецова, Лентюз, 1950) на сцене детских театров — явление новое, характерное для процессов, переживаемых в эти годы страной.

Герой мыслящий, страстно ищущий своего места в жизни, пытливый и инициативный, непримиримый к косности приходит в театр, будоража и волнуя своих сверстников из зрительного зала И затеянный театром разговор о герое-современнике становится насущно важен для школьников середины 50-х годов.

Дальнейший путь советского театра — путь исканий, настойчивых и активных, путь не всегда легкий, но целенаправленный, вдохновленный горячим желанием ответить на требования, выдвинутые партией и народом.

«Перед советскими актерами открылись новые широкие горизонты творчества: были подтверждены идеи народности и партий ности нашего искусства и указано на неразрывное единство этих основополагающих начал художественной практики социалистического реализма. Была объявлена борьба с узким и догматическим пониманием реализма. И одновременно было указано на недопустимость сведения характера советского человека к плоскому и, по существу, обывательскому бытописательству».

Плодотворные перемены в творческой жизни всего советского театрального искусства отчетливо выявились в жизни театров юного зрителя в дни их фестиваля (февраль 1958 года), посвященного сорокалетию Великой Октябрьской социалистической революции.

Естественно, что в числе показанных спектаклей одни были более удачны, другие менее, по-разному приходилось оценивать и отдельные работы режиссеров, актеров, художников и композиторов. Но в целом фестиваль продемонстрировал зрелость искусства детских театров, их несомненный творческий рост.

В дни фестиваля Центральный детский театр показал новую пьесу В. С. Розова «В поисках радости» (4 ноября 1957 года), при уроненную театром к сорокалетию Великой Октябрьской революции. Найденное в предшествующих встречах с Розовым обогатилось чутко уловленными автором и театром переменами в общественном жизни страны и соответственно в театральном искусстве.

Никакие внешние эффекты не вплетались в художественную ткань спектакля, поставленного А. В. Эфросом, лаконичном и строгом но форме, четком и целенаправленном по замыслу. Оформление художника М. М. Курилко скупо и точно воспроизводило обстановку квартиры Савиных: одну из комнат старого московского дома, расположенного вдали от центра. Здесь сохранилась еще кафельная печь, и в окна вместе с зеленой веткой заглядывают покосившившиеся домишки. О скромности средств и непритязательности хозяев свидетельствуют порядком потрепанная мебель, нуждающийся в побелке потолок, старая полинявшая скатерть и даже покривившаяся ручка электрического чайника — все не один год служившее своим хозяевам. Привычный, многолетний и строгий порядок нарушает непонятное нагромождение мебели; огромный письменный стол, тщательно прикрытый старой скатеркой, от пыли укрыта деревянная кровать, пестрый матрац неуютно прислонился к двери.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.