menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Введение. Часть 6

Центральный детский театр 1936-1961Время отобрало то, что пошло на вооружение советского театрального искусства, отмело ненужное. Постепенно на практике детские театры постигают свою неразрывную связь со всем советским театральным искусством.

В апреле 1930 года Главсоцвос созывает в Москве Всероссийскую конференцию по вопросам работы театров для детей. Задачи конференции очень обширны: 1) выявить общую картину жизни и работы театров для детей; 2) разрешить основные проблемы этих театров (проблемы репертуара, актера, общественно-педагогической работы, материального положения и др.); 3) привлечь внимание общественности к театрам для детей как к одной из форм классового воспитания; 4) продумать ряд мероприятий, направленных к развитию сети театров для детей и укреплению материальной базы и улучшению их работы.

К началу 30-х годов количество театров для детей исчисляется десятками, а в канун Великой Отечественной войны их число еще возрастает. Они играют уже на многих языках народов нашей страны.

ТЮЗы становятся одним из приметных достояний советской культуры, их творческий рост неотрывен от общих процессов советского театрального искусства.

Творческие завоевания детского театра несомненны. Но их рост и значительность достижений не заглушают споров, связанных с проблемой их дальнейшего развития.

В наши дни дискуссии по различным проблемам детского театра ведутся не только у нас в стране, но выходят и на международную арену. В годы после окончания второй мировой войны за рубежом, особенно интенсивно в странах народной демократии, создаются, по примеру советского детского театра, специальные театры для детей и юношества. На фестивалях детских и молодежных театров, проводимых в различных странах, на конгрессах Международной ассоциации детских театров, начавшей свою деятельность в 1965 году в Париже, ведется серьезный разговор о детском театре, о перспективах его развития. Но еще и сейчас не смолкли дискуссии о специфике детского театра, возрасте его зрителей и репертуаре.

Издавна ведется спор о том, к чьей епархии следует в первую очередь причислить театры для детей — к искусству или педагогике. И если громогласно и в императивной форме ни одна из сторон не утверждает своей гегемонии, то по существу спор сводится именно к этому. Скажем прямо, в какой бы форме ни был выражен спор, — он бессмыслен и бесплоден. По отношению к детскому театру искусство и педагогика выступают в роли родителей, которым детский театр в равной мере обязан жизнью. Истинная природа детского театра, его подлинный смысл и своеобразие определяются тем, насколько гармонично уживаются в нем черты, унаследованные от родителей.

Есть ли в искусстве театра для детей своя, только ему присущая специфика? Этот вопрос не теряет своей актуальности вот уже на протяжении более четырех десятилетий.

Как же понимается специфика детского театра его создателями и истинными ревнителями? На этот вопрос А. А. Брянцев отвечает: «Театр педагогический — театр особого назначения. Это значит, что он, будучи полноценным в своем художественном качестве, должен одновременно отвечать своим педагогическим задачам.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.