menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 6. Часть 20

Центральный детский театр 1936-1961Пройдет несколько лет, и в 1964 году, обратившись к пьесе Светлова, Рижский ТЮЗ прочтет ее как близкую и современную для сегодняшнего зрителя. Полностью лишив спектакль бытового фона, постановщик А. Я. Шапиро сумел в юных героях пьесы найти черты, близкие и родственные современным юношам и девушкам: ту же преданность высоким идеалам, горячую одержимость и страстность в достижении намеченной цели, готовность к подвигу, целомудрие и бескорыстие в любви и дружбе.

«Спектакль говорит: не наше дело показывать вещественную точность — наше дело понять, что за люди были тогда и что нас с ними связывает», — писала о спектакле рижан Н. А. Крымова.

Не стала для театра приметной вехой постановка о юношеских годах В. И. Ленина «Семья» И. Ф. Попова (22 апреля 1960 года), осуществленная М. О. Кнебель и А. А. Некрасовой. Правда чувств и поступков героев (Владимир Ульянов — Е. А. Новиков; Мария Александровна — В. А. Сперантова) не освещалась внутренней одухотворенностью и значительностью. Спектакль вскоре сошел с репертуара, не вызвав желанного отклика в школьной среде.

Эти работы театра, более свидетельствуя о поисках театра, чем о находках, во многом носили экспериментальный характер.

В известной мере ту же цель преследовали и работы над произведениями русской и зарубежной классики.

В свое время значительным и радостным событием для ленинградцев стали классические постановки Лентюза — «Бедность не порок» Островского (1923, в постановке А. А. Брянцева), «Тартюф» Мольера (1940), «Ворон» Гоцци (1946), «Ромео и Джульетта» Шекспира (1948, в постановке П. К. Вейсбрема), «Гроза» Островского (1954, в постановке Л. Ф. Макарьева). Тонкое проникновение в природу драматургии каждого из авторов, оригинальность замысла, значительность и свежесть трактовки образов, созданных актерами (Тартюф — Л. Ф. Макарьев; Джульетта — Л. П. Жукова и Н. В. Мамаева; король Милон — Л. Ф. Макарьев; Катерина — К. Н. Прокофьева; Тихон — Р. Ф. Лебедев), делали эти работы театра приметными событиями театральной жизни.

«Правда хорошо, а счастье лучше» в Московском ТЮЗе, «Сказки Пушкина» в Ленинградском Новом ТЮЗе, «Сам у себя под стражей» Кальдерона в Госцентюзе, «Комедия ошибок» Шекспира и «Скупой» Мольера в Новосибирском ТЮЗе, инсценировки «Детства» Горького в Саратовском и Горьковском ТЮЗах — все это спектакли, отмеченные зрелостью актерских работ, масштабностью замысла.

В области освоения классического наследия Центральный детский театр в прошлом сильно уступал своим коллегам. Классика всегда занимала непростительно скромное место в его репертуаре. Справедливое замечание члена Художественного совета театра профессора С. С. Мокульского о том, что «детский театр должен быть ведущим коллективом в работе над произведениями классики» и что «задача театра — впервые открывать зрителю великие страницы мировой драматургии», в творческой жизни Центрального детского театра не было реализовано.

Театр ставил Пушкина («Дубровский», 1949), Грибоедова («Горе от ума», 1951), Фонвизина («Недоросль», 1939, 1950), Гоголя («Мертвые души», 1952), Островского («Бедность не порок», 1945; «Не было ни гроша, да вдруг алтын», 1948; «Доходное место», 1953). Он бережно относился к тексту классических произведений, тщательно сохранял в своих спектаклях историческую достоверность в оформлении и костюмах, избегая всякого рода «новаций», уводящих спектакль от его основной идеи, примеров чего немало можно найти на сценах театров, играющих и для взрослых и для детей.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.