menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 17

Центральный детский театр 1936-1961Сценическая жизнь этого спектакля в Центральном детском театре была непродолжительной. Театр долго и старательно на протяжении целого года работал над постановкой. Число репетиций в пять раз превысило количество спектаклей. Сценическая история «Веселого сновидения» на сценах всех театров страны по сравнению со сценической историей последующих пьес Михалкова весьма скромна. Впоследствии Михалков не раз перерабатывал пьесу. Менялись названия («Веселое сновидение», «Смех и слезы», «В стране игр»), действующие лица, их имена, сюжетные ходы.

Влияние сказки Гоцци «Любовь к трем апельсинам» отчетливо улавливается в пьесе. Но причудливый сказочный мир, в котором появляются три апельсина и страстно жаждущий их принц Тар-талья, лишь сон, пригрезившийся «обыкновенному советскому мальчику» Андрюше. Он сам становится одним из персонажей веселого сновидения и своим участием помогает доброму королю Сильвио избавиться от злых интриг придворных, претендующих на власть. Автор сталкивает два мира — реальный — современный (1-я картина) и мир фантастической сказки (все последующие картины). Герой — представитель реального мира, — входя в мир сказки, активно содействует утверждению в сказочном королевстве справедливости. Но хотя автор настойчиво утверждает победу реального мира над сказочным, персонажи сказки и все сцены в волшебном мире выписаны значительно более живо и увлекательно. В пьесе много юмора, забавных эпизодов, остроумных и пародийных сцен, которые могут служить канвой для изобретательности режиссера. По своему сюжету наиболее близкая детям младшего школьного возраста, пьеса вместе с тем была насыщена шутками и остроумными ассоциациями, явно адресованными только взрослым. Не случайно вслед за Центральным детским театром она была поставлена Ленинградским Театром Комедии и игралась для взрослых зрителей.

Спектакль Центрального детского театра ставил В. С. Колесаев. Многое в постановке было привлекательно и забавно, остроумно и празднично оформление Альберто Санчеса, превосходно сыграны отдельные образы (король Сильвио — 3. А. Сажин, принц Тар-талья — А. Н. Кудрявцева, Бригелла — М. С. Нейман). Но обилие сценических эффектов и игровых сцен перегружало спектакль, делало его непомерно длинным. Игровое, «турандотовское» начало, звучащее в пьесе Михалкова, в постановке было приглушено тяжеловесностью, добротностью отделки вставных эпизодов, давая немалое основание критику В. В. Смирновой писать: «если на сцене утверждается праздничная "театральность", так пусть это будет игра, полная свежей выдумки, провозглашающая новый, советский стиль, а не громоздкое эклектическое представление в четырех действиях, семи картинах, с прологом и интермедиями».

Герой спектакля Андрей Попов — ученик 4-го класса московской школы — один из первых многочисленных будущих героев Михалкова, тех пионеров, образы которых под пером драматурга впоследствии обретут и свою жизненную реальность и человеческую привлекательность. Актриса Т. И. Булкина создала характер мальчика жизнерадостного, смелого, инициативного, смышленого, решительно и самоотверженно вступающего в борьбу со злом.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.