menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 30

Пьесу Ирошниковой нельзя рассматривать ни как страницы жизни, ни как пьесу узко производственную. Ее главная ценность в героях, с покоряющей правдивостью и жизненностью раскрытой автором. Не в пример последним постановкам театра здесь в центре внимания автора уже не образ одного героя, а многочисленный заводской коллектив.

Пьеса Ирошниковой необычна по своему драматургическому построению. Неожиданная повествовательность врывалась в драматургические каноны и разрушала их. Распадаясь на эпизоды, пьеса вместе с тем не теряла своего единства. И в образах, и в ее построении отчетливо ощущалось новое, непривычное, но не изобретенное авторской фантазией, а идущее от жизни, от подлинного ее знания.

Товстоногов считал, что работа над спектаклем Центрального детского театра была для него поучительной: «...возникает такой жанр, который я не берусь сейчас определить, но для которого... нормативы старой драматургии, очевидно, не действительны, непреложимы к современной жизни, а мы, работники театра, порой находимся в их плену. Вот это для меня было особенно поучительно. А я — работник с периферии, и мне по большей части там приходилось ставить в театре и иметь дело с драматургическим материалом, в основном уже прошедшим горнило театра. И поэтому эта работа была для меня новой, увлекательной, чреватой конфликтами и с автором и с товарищами по театру, но, так или иначе, это была работа обогащающая, которая позволяет не только вырасти мне профессионально-режиссерски, но и обогатиться с точки зрения правильного жизненного опыта».

Все испытанные театральные приемы и методы работы оказались устарелыми, грубыми, требовалось новое, более тонкое и глубокое постижение актерами жизненной достоверности. Привычная сценическая интерпретация жизненной правды здесь казалась шаблонной и штампованной.

Для того, чтобы правильно донести основную мысль спектакля, «нужно всем в какой-то мере стать... теми самыми людьми, которых мы изображаем», — утверждал Товстоногов.

В работе с актерами Товстоногов стремился «...нигде не сойти на ощущение правильной, верной жизни, но хотя бы немножко театральной, — рассказывает исполнитель роли Вани Кочина В. Я. Заливин. — Всегда говорилось о том, что то, что может быть верно и правильно в каком-то другом спектакле, в другой пьесе... здесь уже не годится, здесь должно быть только самое настоящее, только самое жизненное — то, что не вызывает никаких ассоциаций с какими-то театральными образами, с какими-то театральными амплуа, что должно доносить в спектакле настоящее дыхание подлинной жизни».

О необычности и плодотворности методов работы Товстоногова свидетельствуют и другие участники спектакля: «Он как будто даже не очень с нами работал, но такие были неожиданно хорошие предложения для разрешения отдельных актерских кусков и такая была большая у него вера в актера... без навязывания ему своих мыслей, без каких-то насильственных поворотов».

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.