menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 6. Часть 3

В чем же причина столь противоречивых оценок спектакля?

Прежде всего в самой пьесе и в той обстановке, в какой она создавалась. Новое драматургическое произведение Погодина, подобно его ранним пьесам, возникло как непосредственный отклик на новое явление в жизни.

Пьеса эта — результат поездки Погодина на целину. Она писалась по живым впечатлениям. Драматургу «хотелось довести до сердца и ума зрителей простую и живую мысль о том, что эти мальчики и девочки, черненькие и беленькие, дурные и хорошие, беззаветно и победоносно, в сказочный срок сделали для Родины громадное дело». Погодин хотел правдиво и честно рассказать о виденном, не скрывая трудностей и сложности освоения новых земель. Пьеса его создавалась в дни, когда шло наступление на произведения, идиллически рисующие современность, топорно приглаживающие ее шероховатости и недочеты. Пьеса во многом полемична.

Драматург полемизирует с голубыми героями, с аляповатой радужностью и заданным покоем многих пьес. Полемичность автора, в основной своей направленности вполне своевременная И плодотворная, была, вместе с тем, настолько заострена и подчеркнута, что нарушала художественную ткань пьесы. Автор, сумей увидеть новое явление в жизни, не успел продумать виденное и пережитое. Пьеса была написана наспех. Элементы очерковости, недостаточная определенность в обрисовке характеров, следы поспешности отчетливо улавливались в пьесе Погодина.

Пожалуй, наиболее верную оценку пьесе дал А. А. Крон: «Эта пьеса Погодина талантлива, но с огромным количеством недоделок; с одной стороны, она — живая, а с другой стороны — я думаю, что у автора не хватило наблюдений, ...пьеса талантлива, но написана наспех и концы с концами не сходятся».

Полемическая заостренность приводила местами к сгущению он, неверности акцентов, о чем говорил сам драматург на обсуждении его пьесы в Союзе писателей. В обращении Центрального детского театра к пьесе Погодина видна закономерность. Театр, как и драматург, стремился к правдивому разговору со зрителем, не хотел приукрашивать действительность и людей. Основная тема пьесы Погодина — закалка и формирование характера в горниле труда — решающая и для Центрального детского театра.

Поставив пьесу, театр проявил свойственную ему смелость и осмотрительность. Спектакль М. О. Кнебель и А. В. Эфроса отличался четкостью реалистического рисунка, привычным для обоих мастеров психологизмом.

Правда жизни, порой неприглядная, окутала весь спектакль, отчетливо ощущаясь в режиссерском видении, игре актеров, превосходном оформлении художника, образно передавшем сурово-величавые просторы поднятых земель.

Но в своем стремлении к воинствующей правде театр так же, как и автор, местами сгущал краски, и хотя в спектакле был ряд интересно сыгранных ролей (Ирочка — Е. Н. Фирсова, Тамара — Т. И. Гулевич, Стелла — А. И. Дмитриева, Троян — Р. В. Чумак), не сумел преодолеть неопределенность в характеристике главных героев (Летавин — В. Я. Залявин, Марк — А. М. Щукин).

Характерен отзыв о спектакле поэтессы Веры Инбер. Вспоминая на обсуждении «Мы втроем поехали на целину» спектакль Центрального детского театра «В добрый час!», она сказала: «Я ушла после этого спектакля, несмотря на то, что там много отрицательного, с большой верой в нашу молодежь... Я не берусь судить, почему этого нет в "Целине", может быть, благодаря очерковости, которая есть в трактовке героев».

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.