menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 25

Центральный детский театр 1936-1961«Красный галстук» — спектакль, во многом определяющий творческое кредо Центрального детского театра. Театр настойчиво стремится привлечь внимание зрителей к проблемам окружающей их жизни, повести с ними разговор серьезный и принципиально важный, научить самостоятельно думать. Это свойство детского советского театра, резко отличающее его от современных зарубежных театров для детей, отчетливо было уловлено участницей одной из иностранных делегаций, посетившей Советский Союз. В статье, помещенной в одном из австрийских журналов, она писала:

«Если для наших детей в Австрии играет театр, то он уводит детей от действительности в страну сказок. В Московском детском театре тоже играют, но не только сказки, там не боятся этим маленьким людям, в руках которых через несколько лет окажется судьба страны, показать действительную жизнь в постановке, которая не менее интересна, не менее волнующа, чем какая-либо сказка. Мы смотрели политический спектакль для детей. Здесь советские дети знакомятся с проблемами и жизнью детей в капиталистической стране. Однако здесь не развивается презрение против страны, не являющейся социалистической, не прививается ненависть к народу, чьи властелины подготавливают войну против социалистического отечества. Как эти сотни детей реагировали, как они плакали и смеялись, как издавали возгласы негодования и аплодировали, как воспринимали смысл, — все это было большим событием вечера... А мы, матери из Австрии, Канады, Индии и США, сидели в этом театре среди детей, которые были совсем такими же, как наши, и все же другими маленькими людьми, с предчувствием серьезной ответственности за великие успехи, которые были достигнуты для них их матерями и отцами и которые они должны будут сберечь. Дети, любовь и правда в которых воспитываются не только их родителями, но всем социалистическим государством».

Эти строки написаны после просмотра спектакля «Снежок» В. А. Любимовой.

Гражданская направленность пьесы, ее политическая актуальность, желание заинтересовать школьников серьезнейшими проблемами современной жизни особенно отчетливо выявились в спектакле.

Пьеса Любимовой посвящена злоключениям негритянского мальчика — Снежка. Он изгнан из школы и передан в руки судьи только за то, что цвет его кожи вызывает отвращение у дочери богатого предпринимателя Анджелы Бидл, прибывшей на север из южных штатов. Бедствия Снежка показаны как результат разгула реакционных сил, в борьбу с которыми вступают поборники демократии и прогресса. Пьеса ясна по своей идее, в ней четко расставлены идейные акценты, остро и напряженно развивается сюжет.

В поставленном В. С. Колесаевым спектакле (30 апреля 1948 года) явственно слышался страстный голос советского художника, резко восстающего против бесчинств, творимых в Соединенных Штатах Америки. На сцене развертывалась напряженная, непримиримая борьба, и все действующие лица принимали в ней активное участие. Несмотря на фактическую победу Бидла и его пособников, спектакль звучал мажорно, призывал к борьбе, вселял веру в победу справедливости. Пророчески звучали в финале слова директора школы Томпсона: «Мы не отступим! Вы ничем не запугаете нас! Мы будем бороться!», — которым победно вторил мощный гул гудков, возвещающий начало забастовки на предприятиях Бидла. Реакция детей была определена. Сочувствие героям и ненависть к их врагам выражались необычайно взволнованно и активно.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.