menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 6. Часть 12

Центральный детский театр 1936-1961В Центральном детском театре очень верно найдены внешние приметы обеих женщин. Жена — А. И. Дмитриева, соответственно ремарке автора, одета «как полагается одеваться людям, получающим солидный оклад и знающим толк в приличной одежде». Светлее габардиновое пальто, безликое, но дорого стоящее, хорошие туфли, шляпка, элегантная сумочка. Тетя Дуся — В. А. Сперантова — хилое существо, в облезлом халатике. Трудовая жизнь пропахала глубокие борозды на немолодом ее лице. Во всем поведении Дмитриевой покой и сознание добротности, дарованной зажиточной жизнью. Она собственник, и ребенок ей нужен лишь потому, что полагается иметь детей, и раз своих нет, приходится довольствоваться чужим. Она будет хорошо одевать его, сытно кормить, много говорить о его успехах в кругу таких же сытых дам, заполняя им пустоту своей жизни. Героиня Дмитриевой абсолютно убеждена, что все счастье в жизни для мальчишки из детдома заключено в той обеспеченной жизни, которую она ему предоставит. Тетя Дуся Сперантовой полна беспокойства за него самого. Скромная, тихая женщина, она, может быть, впервые в жизни так решительно проявляет себя.

«Вот делай со мной что хочешь, вот разорви меня пополам, вот убей меня на месте — не отдам!» — грозно и безапелляционно заявляет она Володе. И всем своим видом решительно-суровым Сперантова ясно дает понять, что слова ее — не пустая угроза. Молча застыла она в стороне, крепко сжаты губы, в глазах отчаяние. Радости жизни, уготованные добротным семейством для Семушкина, не находят в этой скорбно застывшей фигуре никакого отклика. Для нее это бой за человека. И когда мальчишка, получив право выбора, бросается к тете Дусе, всем своим юным сердцем ощущая, где настоящее, Сперантова выдает свои чувства лишь коротким всхлипыванием и тут же деловито начинает поправлять погрешности мальчишеского туалета.

Театр умно, неназойливо, но отчетливо и ярко в каждом образе оттеняет его истинную природу. Вот тетка Сани Тюрикова. В образе, созданном Чернышевой, очень определенно ощущалось социальное зерно. Ее героиня из породы спекулянток, не брезгующих любым заработком. Образ вылеплен с превосходной наблюдательностью, метко отобранными деталями бытовой и психологической характеристики. Рисунок роли, намеченный автором сочно и броско, актрисой заостряется и углубляется. «У меня образ тетки был грубовато-гротесковым, а у артистки Чернышевой он лучше, тоньше», — говорит автор пьесы Н. А. Ивантер.

При первой встрече тетки с племянником в ее голосе звучат теплые ноты, она ласково обнимает «сиротку». Но глаза зорко рыскают по комнате, и зычно прозвучал вопль опасения, что исчезло добро покойной сестры. А когда уже скрываться не к чему и брать свое надо силой, Чернышева с присущим ей сочным юмором раскрывает истинную сущность корыстной и злой бабы, отвоевывающей себе место под солнцем.

По ансамблю, по глубине и значительности образов — «Бывшие мальчики» — один из самых сильных актерских спектаклей Центрального детского театра. И искусство режиссера Эфроса, его требование — «играть сегодня еще более реально, еще более психологически тонко, еще более достоверно», — с предельной ясностью ощутилось в постановке.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.