menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Заключение. Часть 2

Центральный детский театр 1936-1961Театр правдив и точен в обрисовке духовного мира своих героев, независимо от их возраста и жанра спектакля.

Герои Розова, девчонки и мальчишки Михалкова, Хмелика. Ивантер раскрыты в спектаклях Центрального детского театра с глубоким постижением их духовной жизни, своеобразия индивидуального характера.

Пристальное внимание к духовному миру человека определяет и основы искусства Центрального детского театра — театра тонкой психологической правды. Центральный детский театр по праву может назвать себя носителем великолепных традиций Художественного театра. Они были привиты театру учениками К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко — Л. А. Волковым, О. И. Пыжовой, М. О. Кнебель. И театр сумел, оставаясь всегда свято верным искусству великих учителей, развить его и сделать близким, нужным сегодняшним зрителям.

Московские режиссеры убежденно заявляют, что в Центральном детском театре играют лучше, чем во многих взрослых московских театрах, что он один из самых любимых в Москве, и взрослые в него ходят так же охотно, как и дети. Многие спектакли Центрального детского театра делаются приметным событием театральной жизни Москвы, а выезды театра на гастроли (Киев, 1954, Ленинград, 1962) становятся подлинным событием местной театральной жизни.

Постановки Центрального детского театра вызывают неизменное восхищение у зарубежных гостей. Ограничусь одним отзывом. Автор его — американский ученый, писатель и общественный деятель, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» доктор Уильям Дюбуа, посетив с супругой, известной негритянской писательницей Ширли Грэхэм, спектакль «На улице Уитмена», сказал: «Мы были во многих театрах Москвы и Ленинграда. Но самым радостным событием для нас явилось посещение Московского Центрального детского театра. Все в нем прекрасно... Пьеса негритянской писательницы и драматурга Мэксин Вуд ,,На улице Уитмена" на нас произвела неизгладимое впечатление».

Приезд в Берлин (ГДР) Центрального детского театра с двумя спектаклями — «Сказками» С. Я. Маршака и «Сомбреро» С. В. Михалкова в феврале 1966 года, явился радостным событием.

Театр выступил на Международном фестивале детских и молодежных театров, в котором приняли участие детские театры ГДР, ФРГ, Франции, Чехословакии. Как писала газета «Националь цайтунг», «кульминацией гастролей явились для всех присутствующих оба спектакля Московского Центрального детского театра».

По мнению немецкой прессы, замечательные спектакли Центрального детского театра «показывают, каким детский театр может, должен и обязан быть», этим спектаклям «можно и должно подражать не только в стиле, в особенностях национальной традиции, но это еще и спектакли, которые убедительно демонстрируют, каким разнообразно-веселым и подвижным надлежит стать детскому театру».

То, что искусство Центрального детского театра стоит на высоком художественном уровне, позволяет ему столь успешно выполнять свою воспитательную миссию.

За двадцать пять лет, отделяющие театр от того дня, когда ему было присвоено наименование Центрального детского, он прошел нелегкий путь. Менялась жизнь, менялся зритель, приходили и уходили актеры, режиссеры, художники. Лишь по возвращении театра из эвакуации (1943) началось подлинное созидание Центрального детского театра, и на закладываемом в те годы фундаменте строится театр среди детских театров страны — Центральный по сути всей своей деятельности.

С 1945 года театр возглавил К. Я. Шах-Азизов — один из зачинателей тюзовского движения в Грузии. Часто менялось художественное руководство театра, но на посту директора театра неизменно оставался К. Я. Шах-Азизов, и его личной инициативе, настойчивости, творческому чутью и энергии очень многим обязан Центральный детский театр. Курс театра на современность, воспитание правдой и завоевание высот искусства в значительной мере был определен усилиями К. Я. Шах-Азизова.

За эти годы сколотился монолитный коллектив, единый в своих творческих и педагогических установках. Труппа театра постоянно пополняется молодежью, глазным образом учениками его студии, воспитанных в традициях театра. Смелость и постоянные творческие искания, нежелание остановиться на достигнутом—характерные черты деятельности Центрального детского театра.
 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.