menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Заключение. Часть 3

Центральный детский театр 1936-1961Театр смел в привлечении молодых начинающих драматургов, и смелость его вознаграждена появлением не только в его репертуаре, но и на сценах всего советского театра пьес В. С. Розова, Н. А. Ивантер, А. Г. Зака, И. К. Кузнецова, А. Г. Хмелика, И. И. Ирошниковой. В каждого из молодых авторов театр не только уверовал, но и сумел деятельно помочь в рождении их драматургических первенцев.

Если в 40-е годы путь театра определили пьесы С. В. Михалкова, инсценировки романов В. П. Катаева. Н. А. Островского, В. А. Каверина, то в 50-е годы определяющим для Центрального детского театра стала драматургия В. С. Розова. Сумев правдиво, поэтично раскрыть в героях Розова романтику повседневного, театр в последующие годы обогатил свое искусство нотами публицистического звучания, отчетливо улавливающегося в последних пьесах Розова, и в пьесе А. Г. Хмелика.

Театр смело доверяет молодым режиссерам, и творчество Анатолия Эфроса ярчайший этому пример. И в том, как театр не боится выдвигать на ведущие роли молодежь, как стремится к многогранному раскрытию актерских индивидуальностей, как охотно привлекает новых талантливых людей — свидетельство его смелости.

Центральный детский театр стремится как можно шире открыть двери театра для юных зрителей. «Мы хотим, чтобы театр, помимо спектаклей, стал трибуной диспутов, бурных споров и дискуссий по поводу спектаклей, а также волнующих педагогов и ребят вопросов современности, — пишет заведующая педагогической частью Н. А. Литвинович. — Театр должен, в непосредственном общении со своими зрителями, проверять правильность взятого им курса, правильность своей репертуарной политики».

Проводимая педагогической частью работа многообразна. Повседневные встречи театра со школьниками, педагогами, родителями прочно вошли в жизнь коллектива. Театр настойчиво ищет путей сближения со школой. Обсуждение спектаклей в школах в присутствии актеров театра, собирание отзывов зрителей, изучение их реакции на спектакль, встречи со зрителями, постоянно действующие при педагогической части активы школьников и педагогов, организация Лектория по вопросам искусства — таковы каналы, по которым идет связь театра и школы, позволяющая Центральному детскому театру ближе узнавать своего зрителя, найти наиболее верный путь к его чувствам и разуму.

На пути театра немало ошибок, репертуарных срывов, художественных неудач. Репертуарные трудности нелегко преодолеваются ЦДТ. Отсутствие пьес нередко ведет к нарушению пропорции в создании спектаклей для всех школьных возрастов и неправомерному для детского театра снижению количества постановок для-учащихся младших и средних классов. Уязвимым звеном в его деятельности являются постановки классических спектаклей. Театр испытывает трудности с режиссурой. Многие его опыты оканчивались неудачами, но театр они не обескураживали, становясь ступенями на пути к высотам, которые не так-то просто завоевать.

Время идет, жизнь выдвигает все новые и новые требования. Ширятся и становятся разнообразнее пути воспитательного воздействия на молодежь искусства И литературы. Кое-что устаревает, что-то, апробированное годами, остается незыблемым. Но многое требует и обновления, творческих поисков, раздумий.

Театр не желает останавливаться на достигнутом, на открытии уже для него известного, настойчиво ищет и экспериментирует,, упорно стремясь к обогащению и своего зрителя и своего искусства..

Театр сражается за правду будущего, за людей будущего.

Он всегда должен быть на передовой.
 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.