menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 2. Часть 12

Центральный детский театр 1936-1961К седовласой волшебнице сказке обратились драматурги за помощью, затрудняясь еще говорить о реальных событиях образами и ситуациями сегодняшнего дня. В фольклоре различных народов они черпали сюжеты, близкие по звучанию событиям современности, заостряя в своем изложении тему борьбы за свободу, неизбежность победы правого дела. В эти годы сказка перестала быть достоянием лишь малышей. Темы, разрабатываемые драматургами, мысли, вкладываемые ими в свое произведение, весь художественный строй сказочных пьес делал их интересными и для учащихся 6-7-х классов.

Но манящая легкость и мнимая доступность сказки оказались обманчивыми. Одного заимствования сказочных атрибутов, четкого противопоставления враждебных сил, словесных деклараций о любви к своему народу, как это было в «Сказке об Иване-царевиче» В. А. Гольдфельда, было явно недостаточно. За нагромождением всяческих сказочных аксессуаров, чудес, превращений и ужасов скрыть свою авторскую несостоятельность оказалось невозможным. Сказка мстила за себя откровенно жестоко.

В силу репертуарного голода ТЮЗы ставили много недоброкачественных пьес, в том числе и сказок. Но когда сказочный сюжет обретал свою поэтическую тональность, и за прихотливым узором чудесного вымысла отчетливо проступала реальная жизнь, когда логика характера сохраняла свою цельность и убедительность, а идеи, проповедуемые сказкой, вдохновляли и поучали, тогда театр обретал произведение, позволяющее ему наиболее ярко и убедительно раскрыть его художественные и гражданские устремления. Такой была пьеса Т. Г. Габбе «Город мастеров, или сказка о двух горбунах».

Л. А. Кассиль оценил постановку как большое событие в жизни детского театра. «Прийдя на этот спектакль, мы обрадовались не только удаче театра и автора, но вместе с ребятами обрадовались тому, что снова в Москве поставлен во время войны, в театре, который был временно отнят у московских ребят, хороший добротный спектакль, с очень резкой окраской, спектакль, который может быть принят без всяких скидок, расценен как интереснейший спектакль... Меня радует, что это... произведение искусства. Здесь есть настоящее движение мысли, есть настоящее поэтическое увлечение, с которым сделана пьеса, и это чувствуется во многих значительных частях спектакля».

Словами «спасибо автору и артистам за эту пьесу, спасибо театру, что он поставил такой чудесный спектакль» пестрят детские отзывы на спектакль Центрального детского театра.

Спектакль был удостоен Государственной премии.

О существенных сдвигах в жизни Центрального детского театра заговорили в прессе, в театральных и педагогических кругах.

Но как бы заслуженно высоко ни оценивался спектакль «Город мастеров», театр вполне отдавал себе отчет, что ограничить свой репертуар сказочными спектаклями невозможно. Караколь в исполнении Воронова, Вероника — Викторова стали близкими и дорогими образами для школьников, но ими не утолялась жажда зрителей по герою-современнику.

У подростков очень велика потребность увидеть на сцене героя-современника. Им необходимо попристальней разглядеть его, понять, что он за человек, в чем основа его героизма. Важно найти и развить в себе черты, которые, может быть, в далеком будущем приблизят их самих к этому идеалу, важно понять, к чему стремиться, как строить жизнь.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.