menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 32

Впервые на сцене театров для детей появился настоящий комсомольский организатор, вожак молодежи.

Наташа — Елисеева, миловидная и стройная, не теряла своей миской привлекательности и в грубом ватнике и старенькой меховой ушанке. Настойчивость, целеустремленность сочетались в ней с большой душевной теплотой, мягкостью и умением всем сердце откликнуться на человеческую боль. Наташа живет деятельной, напряженной внутренней жизнью, живо и чутко реагируя на все окружающee. Ее слова лишены нравоучительных интонаций, она никого не поучает, не подавляет своим авторитетом, но равнодушие, самовлюбленность глубоко чужды ее натуре. Наташе свойственно вдумчивое внимание к собеседнику, доверие к нему и интерес к его духовному миру. Она проста и сердечна в общении с людьми, пытлива и и крыта человеческим бедам. Актриса не боялась показать слабости своей героини, ее срывы, мучительные колебания, даже непонимания в какой-то момент важных вещей. Но Наташа — Елисеева настойчива в достижении своих целей, она умеет добиваться намеченного, умеет отвечать за свои поступки. С предельной ясностью духовная сущность Наташи сказывается в истории с Ваней Кочиным. Очень разные, с умным и тонким психологизмом раскрытые А. В. Елисеевой и В. Я. Заливиным, они взаимно обогащали друг друга, отчетливо выявляя центральную тему спектакля — формирование характера героя-современника.

Ваня Кочин в исполнении Заливина — натура сложная, он не из породы покладистых парней, мечты его чисты и возвышенны, но он не умеет добиваться их воплощения. Неуемное самолюбие, легкая ранимость ведут к срывам, болезненно остро переживаемым. Начало его трудовой жизни складывается неудачно, и это, казалось бы, могло оставить след на всей дальнейшей судьбе строптивого паренька. Сирота Ваня Кочин по окончании ремесленного училища направлен на завод, выполняющий оборонный заказ. Но здесь по недосмотру юношу, мечтающего о великих деяниях, полного готовности самоотверженно трудиться на самых ответственнейших участках, определяют в дворники. Это совсем не то, о чем мечтал герой Заливина. Он бросает работу и тоскливо влачит дни, болезненно переживая свое безделье. Именно в этот трудный для него час он сталкивается с Наташей. В драматургии, а тем более детской, привычна ситуация, когда герой, вступивший на неправильный путь, сталкиваясь со стопроцентно положительным персонажем, мгновенно перековывается. Шаблонность и, увы, привычность этого хода счастливо избегнута и автором и актерами. В прогульщике Ване Кочине — в исполнении Заливина — смешном, нескладном, мрачно настроенном, таится тоска по труду, огромное, самоотверженное желание помочь родине в ее трудный час; а положительная Наташа за обилием дел забывает проверить данное ею обещание о переводе Кочина на другую работу. «Цельность» отрицательных и положительных героев нарушалась, но выигрывала правда характеров, правда истинно жизненных конфликтов. Каждый сценический шаг Заливина — Вани наполнен жизненной правдой. Заливину нельзя было не верить «и когда его обиженный герой сумрачно бродит, глубоко запрятав руки в карман, сдвинув ушанку на самые брови и исподлобья поглядывая на окружающих, и тогда, когда увлеченный работой, он носится по общежитию, собирая свою бригаду, или восторженно говорит о близком окончании ремонта».

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.