menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 3

Центральный детский театр 1936-1961В обстановке творческого подъема всего тюзовского движения делает свои первые шаги Центральный детский театр.

Центральный детский театр был создан на базе Московского театра для детей. К моменту создания Центрального детского театpa Московский театр для детей приближался уже к своему пятнадцатилетию. Театр открылся летом 1921 года спектаклем «Жемчужина Адальмины» по сказке Топелиуса (инсценировка И. А. Новикова).

Организации Московского театра для детей предшествовала трехгодичная и очень плодотворная работа по художественному обслуживанию детей Детского Отдела Театрально-Музыкальной Секции Московского Совета. Актеры (среди них можно назвать Н. А. Обухову, А. В. Нежданову, М. М. Блюменталь-Тамарину, Е. В. Гельцер) выезжали в различные районы Москвы в гости к детям, молодежные студии создавали постановки для детей, крупнейшие театры Москвы приглашали школьников на свои спектакли, организовывались детские праздники, тематические концерты.

Детский Отдел возглавляла Н. И. Сац, ее же инициативе обязан своим рождением Московский театр для детей.

Московский театр для детей зарожден в пору горячих исканий, неутомимых творческих экспериментов. Учащенный пульс эпохи требовал соответствующего ритма театральной жизни. Вокруг шумели страстные споры о путях советского театрального искусства, возникали новые театральные коллективы. С задором юности они громко оповещали о своем нежелании идти проторенными в искусстве дорогами. Не хотел по ним шагать и Московский театр для детей.
Новизна задач, стоящих перед ним как перед детским театром, сочеталась с настойчивым желанием найти новые формы театрального искусства, обрести свой, особый путь.

В азарте поисков и самоутверждения совершалось немало ошибок. По словам Н. И. Сац, «формалистические искания, характерные для некоторых театров для взрослых того времени, были механически перенесены в некоторой степени на сцену Московского театр для детей в первые годы его работы (А. Веснин "Жемчужина Адальмины", Н. Шифрин "Гайавата", А. Грановский "Тысяча и одна ночь")».

Репертуарные принципы Московского театра для детей в период его первого пятилетия очень точно изложены в докладе (1925) С. Г. Розанова — драматурга, режиссера и идеолога театра. «Исходя из мысли, что произведения искусства, по-настоящему близкие ребенку, созданы уже давно человечеством на пути его культурного развития (так как ребенок в своем развитии повторяет пути человечества), Московский театр для детей строит свой репертуар из таких произведений, которые отражают в себе художественные достижения наиболее ярких эпох, наиболее ярких народностей», — сообщал Розанов.

И театр ставит пьесы Н. Огнева «Сказка Шахразады» (1922) — композицию «отдельных моментов, присущих художественному творчеству народов Востока», и «Гайавата — вождь ирокезов» (1923) — обработку «героических песен североамериканских индейцев», «Пиноккио» (по книге К. Коллоди, 1923), «Японские сказки» (1925) С. В. Шервинского, пьесу С. С. Заяицкого «в стиле средневековой комедии» «Робин Гуд» (1925), норвежскую сказку «Находка» Е. Тараховской (1924), «Работника Балду» Ю. В. Болотова (по Пушкину, 1925).

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.