menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 2. Часть 17

Центральный детский театр 1936-1961Театр настойчиво и планомерно работал над совершенствованием актерского мастерства. И спектакль «Грач, птица весенняя» — этап на этом пути.

Премьера пьесы Мстиславского состоялась 6 мая 1945 года, в те дни, когда вся страна радостно и взволнованно готовилась отметить победу всего советского народа над фашистскими полчищами.

И юные москвичи, уходя из театра, вспоминали о страницах героической истории революционной борьбы, только что благодаря силе театрального искусства оживших перед ними, и с восхищением думали о тех людях, которые, подобно Николаю Бауману, отдали жизнь за свободу и счастье своего народа.

* * *

Вопреки всем трудностям, пережитым в годы Великой Отечественной войны, тюзовские коллективы не сдавались.

Энтузиазм и приверженность к своему зрителю, так необходимые для каждого театрального организма, еще в большей мере обязательны для работников детских театров. Только энтузиасты, люди, горячо преданные идее детского театра, сумели в трудные годы гражданской войны создать первые ТЮЗы, укрепить их и сделать со временем одним из приметных достижений советской культуры. Это они, уже убеленные сединами, возглавляемые своим ветераном А. А. Брянцевым, смогли, привлекая молодежь, отстоять «дело детской радости» в пожарищах Отечественной войны, черпая силу и уверенность в заботе советской страны о подрастающем поколении.

Несмотря на то, что в ряде городов постепенно налаживалась работа театров для детей, количество их значительно уменьшилось по сравнению с довоенным временем. Долгие годы не было ТЮЗов в Харькове, Ростове. Калинине, Воронеже. Дети Волгограда, Смоленска, Грозного, Архангельска, Фрунзе, Костромы, Симферополя н многих других городов лишились своих театров, так и не получив их в последующие десятилетия. Ленинградский ТЮЗ остался единственным в городе. Из пяти московских театров сохранилось три.

Но и в сильно поредевшем составе ТЮЗы продолжали свою ответственную и плодотворную работу, поставив ряд спектаклей, имеющих значительную художественную и педагогическую ценность.

Подводя итоги военных лет в жизни театров для детей, говоря о судьбе отдельных коллективов и общих их бедах, нельзя не заметить тех благотворных перемен, которые уже ясно ощущались в жизни Центрального детского театра. Они отчетливо выявились в двух последних спектаклях, отмеченных прессой и театральной общественностью.

Театр умел найти верные краски и постановочные приемы, ставя столь различные произведения, как фламандская сказка и историко-биографическая пьеса из эпохи русской революции 1905 года.

Уже были все основания говорить о высокой культуре спектаклей Центрального детского театра и в первую очередь о росте мастерства актера. Школьники Москвы обрели в нем друга и учителя, правдиво и интересно рассказывающего им истории о прошлом, живо перекликающиеся с настоящим.

Первым из детских театров страны Центральный детский театр был удостоен Государственной премии.

Театр вступил на широкую дорогу искусства. На ней его ждали и победы и поражения. До высот еще было далеко, и они завоевывались не без труда и усилии.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.