menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 1

Центральный детский театр 1936-1961Глава третья ЗРИТЕЛЬ ВЫБИРАЕТ ГЕРОЯ

1

Отгремели бои. Смолкли залпы орудий. Победоносно завершилась Великая Отечественная война. Перестали страшным кошмаром врываться в повседневную жизнь треугольнички писем с извещением о тяжело раненых, без вести пропавших, убитых. Постепенно налаживалась жизнь страны. Зримо менялся облик прифронтовых городов, восстанавливались заводы, фабрики, приближался день, когда пестрые листки продовольственных карточек исчезли из обихода. Возвращались в строй раненые фронтовики, находили свое место в жизни инвалиды Великой Отечественной войны. Но болезненно долго и трудно затягивались душевные раны, травмы от потерь близких, пережитых ужасов оккупации и народных горестей. Война оставила особо ощутимый след на духовной жизни детей и подростков, одних фактически лишив детства, другим принеся преждевременные заботы и тревоги.

Перед литературой и искусством, непосредственно обращающимся к детям, жизнь выдвигала сложные и большие требования.

«Перед ТЮЗами сегодня новые и трудные задачи, — писала в одной из своих послевоенных статей А. Я. Бруштейн. — Они должны помочь травмированной детской душе оттаять, смыть с себя неизбежное огрубение военных лет и снова налиться чистой ребячьей радостью. Вместе с тем, достигать этого ТЮЗы должны не путем увода зрителей от действительности в какой-то бездумный мир, а именно исходя из положительного опыта войны. Мерзости фашистов надо противопоставлять красоту и величие подвигов наших людей, идейной выхолощенности фашизма — стройность и неопровержимость нашей идеологии, в которой наша сила, наша гордость и наша победа во всякой войне».

Устами старейшего детского драматурга определялись пути следования театров для детей.

Освободить ребенка «от преждевременной взрослости», вернуть ему ясное и радостное детство, потревоженное событиями войны, настойчиво стремился Ленинградский ТЮЗ. И его первые послевоенные спектакли — «Победитель львов» С. Д. Зельцер (по мотивам «Тартарена из Тараскона» А. Додэ, 1945), «Двенадцать месяцев» С Я. Маршака (1946), «Ворон» К. Гоцци (1946) — радовали своим оптимизмом, веселили пестрой гаммой красок, причудливыми узорами режиссерской фантазии, каскадом остроумных и забавных шуток.

Сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», написанная еще в 1944 году, в первые послевоенные годы стала одной из самых репертуарных на сценах ТЮЗов. Торжество доброго начала, поэзия лирических сцен и задорный юмор сатирических эпизодов позволяли театрам создавать яркие, празднично мажорные зрелища, в которых ясно слышались индивидуальные голоса отдельных исполнителей (МТЮЗ, Ленинградский ТЮЗ, Новосибирский ТЮЗ, Саратовский ТЮЗ и др.).

Серией ярких, красочных спектаклей отпраздновали ТЮЗы праздник Победы.

Однако праздничный пир, естественный и своевременный для первых послевоенных месяцев, затянулся на довольно продолжительный срок. Наглядно это подтвердил проводимый по решению ЦК ВЛКСМ к Комитета по делам искусств СССР осенью 1945 года смотр детских и кукольных театров.

Из пяти показанных Ленинградским ТЮЗом спектаклей только один — «Морская дружба» Н. П. Вагнера — рассказал о недавнем военном прошлом. Из 13 спектаклей московских театров (детские и кукольные) лишь два — «Сын полка» В. П. Катаева и «Школа гордости» В. А. Любимовой — посвящались современной действительности.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.