menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 6

Центральный детский театр 1936-1961Есть своя тема и у Сперантовой. Она проходит через все ее образы, отчетливо улавливаемая и в мальчиках, и в девочках, так непохожих друг на друга, разноликих и разнохарактерных. «Меня всегда увлекало героическое в детях, — пишет Сперантова. — Таня Семушкин, Ваня Солнцев, Володя Дубинин... — это мое кровное, моя тема, моя творческая жизнь. Сегодня мне иногда кажется, что все это — мои дети, мною рожденные и воспитанные».

Но героический характер для Сперантовой — «...это не обязательно подвиг. Это не обязательно совершаемые на глазах у зрителей героические поступки. Это не только Васька Окорок, который ложится на рельсы, или в детском театре — Гаврош». Актрисе важна в герое «внутренняя готовность к подвигу, то есть его сложный и чистый внутренний мир, та огромная степень эмоционального напряжения, в которой почти постоянно пребывает 12—13-летний человек».

Юные герои Сперантовой рождены революцией. По своему духовному складу, интересам и склонностям они сродни взрослым героям наших дней, прославившимся ратными и трудовыми подвигами. Мальчишки Сперантовой их духовные братья и сыновья.

В литературу они вошли со страниц повестей и рассказов Аркадия Гайдара, сказавшего о своем Тимуре: «У него и у меня было одно знамя, одна вера — великий пример большого и славного партийного дела». На сцену театра их привела Валентина Сперантова.

Есть нечто общее даже в судьбах героев Сперантовой. Рано осиротев, они обидно рано познали все невзгоды жизни, лишения, даже нищету. Но эти босоногие, одетые в отрепья мальчишки ни в коей мере не внушают к себе чувства жалости либо сострадания.

Герои Сперантовой активны по своей натуре. Это вовсе не значит, что им свойственно говорить повышенным голосом, делать резкие движения и привлекать своим бурным поведением внимание окружающих. Совсем напротив. Они внешне скромны, строги и сдержанны в выявлении чувств. Их одержимость внутренняя. Она сказывается в глубокой, несокрушимой убежденности их веры, настойчивом и требовательном желании принять участие в том деле, которое они считают правым. Острым детским чутьем они понимают, где правда, и служат ей честно и самоотверженно. Девочки и мальчики Сперантовой не могут быть пассивными созерцателями, их возраст и слабые силы не являются для них помехой. Они глубоко убеждены в своих человеческих и гражданских правах.

На каждом этапе жизни страны, соответственно отраженном в искусстве театра, возникновение нового героя, порожденное современностью, было связано на сцене детского театра с образами, созданными Сперантовой. Простодушная десятилетняя девчушка Панюшка, в дни гражданской войны посильно помогающая взрослым бойцам, озорной, непоседливый пастух Егорка, разоблачающий с опасностью для жизни бесчинства кулака в деревне, решительная, смелая пионерка Птаха, отправившаяся вместе с друзьями на поиски важной для родины руды, шестиклассник Ганя Семушкин, мечтатель и фантазер, стойко переживающий личные невзгоды, — все это не частные удачи талантливой актрисы, а образы, концентрирующие черты, характерные для советских детей в определенные периоды жизни нашей страны.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.