menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 3

В исследовании о драматургии Розова анализ «Ее друзей» займет минимальное количество строк, и это заслуженно. Но в теме «Центральный детский театр и Розов» — «Ее друзья» одна из приметных страниц. Характерно, что обзор писем зрителей, сделанный Педагогической частью театра в период постановки «Ее друзей», начинается словами: «Ни один спектакль Центрального детского театра не вызывает, пожалуй, таких горячих споров и такой бурной реакции зрителей, как спектакль "Ее друзья"».

Старшеклассники считали, что «Ее друзья» для них такой же подарок, как для их младших товарищей «Красный галстук», утверждая, что пьеса нужна и интересна для них. Это «нужное и интересное» старшеклассники видели в том, что пьеса показывает «процесс становления нового человека», что герои пьесы самые «обыкновенные девушки и юноши, умные, честные и веселые комсомольцы», что «пьеса ставит вопросы, остро волнующие нашу молодежь, и учит, где нужно искать поддержку в трудные минуты жизни, учит дружбе, вере в свои силы и в силу коллектива». Что заставило школьников 1949 года так горячо взять под защиту несовершенную пьесу начинающего автора? По их словам: то, что сюжет «Ее друзей» «взят из самой что ни на есть гущи школьной жизни, всем дорогой и близкой». Но разве не школьникам посвящалась пьеса В. А. Любимовой «Настоящий друг», поставленная Центральным детским театром на полгода позднее? И там и здесь речь шла о десятиклассниках, об их жизни и тревогах, о школьном активе, помогающем товарищу в трудную минуту. Но «Настояний друг» не вызвал в школьной аудитории сочувствия. И это не случайно. В детской драматургии установилась довольно прочно схема школьной пьесы: ошибающийся герой — личность незаурядная, и школьный коллектив, состоящий из лиц весьма ординарных, перевоспитывающих его своим примером. По этому шаблону, очень односторонне рисующему школьную жизнь, строились пьесы о старшеклассниках конца 40-х годов («Аттестат зрелости» Л. Б. Герасимовой, «Воробьевы горы» А. Д. Симукова, «Настоящий друг» В. А. Любимовой).

В «Ее друзьях» Розов отошел от привычной схемы. Его пьеса, находя сходство с пьесами на школьные темы, в чем-то приметно них отличалась.

В начинающем драматурге еще очень смутно угадывался будущий Розов, с его настойчивым стремлением поразмыслить о жизни, глубоко вспахать душевную целину своих героев, чутко уловить то, что рождает в них окружающая действительность. Но, как писала критик И. Л. Вишневская, «...в первой своей пьесе В. Розов, заявил о доверии к своим юным героям. И это дружеское доверие, которое в дальнейшем стало плодотворной почвой драматурга, позволило увидеть в сентиментальной мелодраме "Ее друзья" крепкие и свежие ростки нового, серьезного отношения нашей литературы к сложным проблемам молодой, еще только складывающейся судьбы».

Уважительное отношение к душевному миру Людмилы и ее друзей, настойчивое желание понять, чем живет это молодое племя, к стремится, ощущалось уже в первом драматургическом опыте Розова. При всем несовершенстве пьесы в ней таились живительные семена правды. Ощущение правды характеров и жизненной достоверности, то, чего так недоставало в пьесах на школьные, да и не на школьные, темы, заполнявшие сцены театров в конце 1940-ых годов, счастливо выделяло «Ее друзей» из числа современных произведений детской драматургии.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.