menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 30

Центральный детский театр 1936-1961В 1939-1940 годах в жизни ТЮЗов произошло важное событие — Всесоюзный смотр театров для детей. В Инструктивном письме управления театров Комитета по делам искусств при СНК СССР отмечалось: «Имея сейчас перед собой еще немало неразрешенных задач, театры юного зрителя стали, тем не менее, играть значительную роль в советской театральной культуре и в деле воспитания юношества нашей страны».

Смотр явился подлинной проверкой жизнедеятельности театров юного зрителя, свидетельством их художественного роста, веским доказательством усвоения ТЮЗами своих педагогических задач. В состав участников заключительного тура в Москве вошли ТЮЗы Москвы, Ленинграда, Свердловска, Калинина, Новосибирска, Грозного, Киева, Харькова, Тбилиси, Еревана, Баку и Минска.

Показанные на смотре спектакли свидетельствовали о своеобразии творческого лица каждого театра, о жанровом богатстве репертуара, о сильно возросшем уровне актерского и режиссерского мастерства.

Значительный вклад внесли театры юного зрителя в решение советским театром проблем современности, в воплощение образов советских людей, героев наших дней и революционных боев. По-разному решалась эта проблема в различных ТЮЗах страны. Но трудность ее не обескураживала театры. ТЮЗы работали с авторами настойчиво и упорно. Были поучительные провалы, элемент детектива и упрощенчества сказывался на пьесах о героях-пограничниках.

Но в эти годы на сценах детских театров были поставлены пьесы советских драматургов, сыгравшие большую роль в театральной жизни и на долгие годы сохранившиеся в тюзовском репертуаре: «Сказка» и «Двадцать лет спустя» М. А. Светлова, «Продолжение следует», «Голубое и розовое», «Единая боевая» А. Я. Бруштейн. «Гимназисты» К. А. Тренева, «Дом № 5» И. В. Штока, «Брат героя» Л. А. Кассиля, «Музыкантская команда» Д. Дэля.

В 20-е годы в «обязанности» героя современной пьесы обязательно входило свершение какого-либо подвига. Тимошка предотвращал взрыв шахты, подготовленный врагами Советской власти, пастушонок Егорка разоблачал кулаков, Фриц Бауэр скрывал от фашистов местонахождение своего отца-коммуниста. В 30-е годы Гаврик («Белеет парус одинокий»), Панюшка («Единая боевая») продолжили ту же линию. Но объектом внимания драматургов также стали и дети, живущие обычной повседневной жизнью. Они ничем не отличались от своих сверстников из зрительного зала, их тревожили заботы и вопросы школьного быта и окружающей действительности.

Внимание ТЮЗов к повседневной жизни школьника, их пионерским и школьным делам, стремление раскрыть в юных героях «зарождение тех чувств и побуждений, из которых впоследствии вырастет новый, социалистический характер», было продиктовано временем, задачами, стоящими перед Советской страной.

В пьесах, идущих в эти же годы на сценах театров, играющих для взрослых, — «Платоне Кречете» А. Е. Корнейчука (1934), «Страхе» (1931), «Машеньке» (1941) А. Н. Афиногенова внимание драматургов привлекал духовный мир поколения, входящего в жизнь. Исследуя творчество В. П. Марецкой, Г. Н. Бояджиев писал о ее исполнении роли Машеньки: «Марецкой удалось воплотить в этой роли то благородство и ту силу духа советского юношества, которые делали возможным самоотверженные подвиги молодых героев Отечественной воины».

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.