menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 15

Все это затаенное и наболевшее вдруг стремительным потоком рвется, открывается в сцене объяснения Геннадия с Таней. Голова его низко опущена, глаз не видно, слова льются горячим потоком, открывая самое сокровенное, всю боль и безнадежность его любви. Только руки, такие непослушные и нелепые, выдают волнение и робость. Они то сжимаются и разжимаются, то судорожно стискивают брюки, то бессильно повисают вдоль тела. Геннадий — Шмаков — натура волевая и цельная. Добро в нем восторжествует. Сам он еще мало видел хорошего и светлого, воспитываясь в тени человека с грязной душой и низменными помыслами. То, как герой старшего Лапшина, полностью объясняет недостатки и колебания его сына. Это упитанный человек средних лет с одутловатым лицом. Держится он просто и уверенно, говорит негромко и неторопливо, в глазах — простодушная усмешка. Беседует он с хозяйкой дома, охотно принимает ее приглашение вместе позавтракать. Все в нем просто, обыденно, ни в чем нет подчеркиваний. Истинная его сущность раскрывается постепенно, не назойливо.

У Лапшина своя житейская философия — все для себя, все во имя собственного благополучия. Он стяжатель, человек чувств и инстинктов, глубоко убежденный, что таковы все люди. Свое мироощущение он также, как и мать Савиных, стремится воспитать в своем сыне, и неожиданно для себя терпит полное поражение. Есть в спектакле коротенькая сцена, очень четко решенная режиссером и с большим внутренним напряжением проведенная обоими испилнителями, в которой этот перелом во взаимоотношениях обоих Лапшиных обозначен с предельной выразительностью. С явным намерением ударить сына подходит Лапшин — Перов к Геннадию. Медленно и привычно заносит он руку для удара. Неотрывно хмуро глядит на него сын и внезапно перехватывает отцовский кулак. Резко сгибается старший Лапшин, хрипло и беспомощно звучат слова с просьбой отпустить. Геннадий отступает, но по глазам сына, решительным и суровым, отец понимает, что наступил конец его власти. Но Лапшина — Перова это не обескураживает. Он не из тех, кого можно сломить неповиновением сына, его толстая кожи воспринимает лишь удары, связанные с крушением личных материальных благ. Спокойное убеждение в своей непогрешимости никогда не покидает его. Пребывание в семье Савиных его абсолютно ничему не научило.

Такой же выходит и Леночка, миловидное и изящное существо, в которой исполнительница этой роли М. Г. Куприянова подчеркивает ее женскую привлекательность. Это — ее оружие, которым она пользуется, искусно доводя свою жертву — Федора до рабскою подчинения. Куприянова не стремится разоблачить и резко осудить Леночку. Она просто раскрывает истинную сущность Леночки, ее мелкие мещанские интересы, ее хищнические инстинкты. Вполне довольная собой оставляет она неприятный и чуждый ей дом Саниных, воспринимая свой нравственный крах как победу.

К постижению жизни человеческого духа, тончайших нюансов чувств и переживаний, сложному раскрытию внутреннего мира героев Виктора Розова настойчиво стремился в работе с актерами А. В. Эфрос.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.