menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 5

Введенный Кнебель в повседневную практику театра этюдный стиль плодотворно выявил себя и в работе над этим спектаклем. Несколькими годами позднее, делясь с читателями журнала «Театр» мыслями о действенном анализе пьесы и роли, Кнебель описывала, как актриса Т. Н. Струкова, «в жизни несколько порывистая... с первого же этюда вынуждена вдуматься об образе создаваемого человека, оказалась перед необходимостью проделать огромную работу над собой, над своими личными данными». И в результате, по словам Кнебель, сыграла роль «безупречно по линии правды поведения своей героини». «Исполнитель роли Бориса С. Г. Соколов, делая этюд к одной из картин, не смог продолжать его, «потому что не представил себе реально, чем, каким делом может заниматься дома, в свое время, такой человек, как Борис», режиссер и актеры «ходили на завод, познакомились с молодыми рабочими, побывали у них дома, обогатившись попутно рядом ценных наблюдений и сведений о быте рабочей семьи», и это повлекло за собой «широкое и всестороннее изучение среды, где развертывается действие спектакля».

В авторских ремарках очень точно и подробно указывалась обстановка, бытовые детали, характерные для обитателей каждой из комнат, в которых протекало действие пьесы. И художник строго следовал за автором.

Пожелание Розова: "в комнате у Елизаветы Максимовны хотелось бы достигнуть сочетания эпох, прошлого и современности, через вещи, отдельные" - было полностью реализовано. Потемневшие от времени рамки с фотографиями учеников в строгом порядке развешаны по стенам, портреты Льва Толстого и Максима Горького на столе. Старомодное мягкое кресло и причудливой формы и ними стол — долголетние верные жизненные спутники хозяйки. В центре комнаты большой старинный сундук, накрытый цветной скатертью, он исправно служит и чайным столиком, привычные для сегодняшнего дня лампа с зеленым абажуром и стандартный электрический чайник — молчаливые свидетели наших дней. В этой комнате прожита долгая жизнь. Все в ней обжитое, привычное, неизменное, устоявшееся.

В комнате Богатыревых все по-иному. В ней много простор воздуха, света. На профессию хозяина точно указывает маленький рабочий столик, к нему накрепко привинчены тиски, вокруг различные инструменты, обрезки металла. Все детали ясно характеризуют быт семьи, не так давно начавшей свою самостоятельную жизнь, сумевшей уже приобрести новую мебель, но вынужденной пока еще использовать шкаф не только для хранения одежды, но и в качестве буфета.

В этой обстановке герои Розова живут привычной жизнью. Во внешнем облике, костюме, манере поведения явственно ощущается их профессия, индивидуальные склонности, возраст.

Спектакль полностью соответствовал своему наименованию. Перед зрителем развертывалась страница жизни наших современников, людей честных, целеустремленных, несмотря на свой возраст, — юный или преклонный, стремящихся к совершенствованию и знаниям.

Драматизм и внутренняя напряженность спектакля рождались в настойчивых и страстных поисках своего пути героями спектакли, молодыми рабочими Борисом и Костей.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.