menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 28

Центральный детский театр 1936-1961В. Ф. Дудин верно уловил природу народной сказки и на всем протяжении спектакля проявил изобретательность и остроумие.

Звук трубы возвещал о начале спектакля. Под веселую шутливую мелодию на авансцене появлялись два скомороха в пестрых, затейливых костюмах, остроконечных шапочках и лихо отплясывали озорной танец. Они как бы подготавливали маленького зрителя, настраивали его на веселый лад, обещая, что за появлением скоморохов последует нечто необычное, яркое, увлекательное. В расшитых кафтанах и больших меховых шапках сказочно необычные выходили на сцену деды. Поднимался занавес, и начиналась сказка.

Атмосфера тепла, ласки и дружбы царила за красным забором расписного теремка. Возле узорчатой печки хлопотливо суетилась домовитая лягушка, старательно толкла зерна в ступке мышка, по двору вышагивал сторож еж, сменяя колотушку и ружье на метлу, которой он старательно подметал двор. Петух то помогал ему, то, вооружившись гармоникой, увеселял честную компанию.

Хорошо был найден финал «Теремка». После хлопотливого, утомительного дня жители теремка отправлялись на покой. Все спят. Один сторож еж, высунув свою круглую голову, следит за порядком, мерно постукивая колотушкой. Возле забора появляются три калеки, опирающиеся на костыли, забинтованные и хромающие. Это лиса, волк и медведь. Весь их воинственный пыл иссяк, они жалки и ничтожны. Стукание колотушки и окрики ежа заставляют их торопливо обойти теремок. Вновь тишина, покой. Слышен звук колотушки. Но вот на домике появляется петух, из трубы потягивает дымком. Начинается новый день.

Учет возраста зрителей ощущался во всем строе спектакля, его юморе, веселых шутках, озорстве, даже в таких наивных сценках, когда отрывали хвост у лисы или мама-волчица шлепала своего непослушного отпрыска.

Идеи спектакля выявлялись с необходимой для детей ясностью и простотой, отчетливо вытекая из всего хода действия, из системы его художественных образов. «Трудно себе представить, с какой жадностью эти невинные души, еще не утратившие природной чистоты, воспринимают скрытые в сказке поучения», — писал о детях Шарль Перро. Поучения сказок Маршака живо воспринимались детворой. На вопрос педагога, чему учит «Сказка про козла», дети отвечали: «Как нужно помогать старикам». Они ясно оценили различие между миром обитателей теремка и преследующих их хищников. Усвоив мораль сказок, первоклассники старались применить почерпнутые ими на спектакле Центрального детского театра истины в своей повседневной жизни: «Мы в классе должны дружно учиться, помогать тем, кто плохо учится».

Пусть эти отзывы наивны, но они очень точно определяют смысл каждой сказки, свидетельствуя о том, что педагогическое зерно, заложенное в спектакле, не только не затерялось, но дало свои прекрасные плоды. А разве не для этого, не во имя этого создавался спектакль?

В спектакле были отдельные погрешности. Слишком затянулась сцена семерых голодных волков, дети пугались, слушая их вой. Юмор «вокализов» волков (их реплики пелись) не доходил до них. Досадно, что эти погрешности так и не были исправлены на протяжении всей длительной сценической истории спектакля. Инородным телом была третья часть — «Горе-Злосчастье». Философия и образы этой сказки не находили должного отклика в детской среде, что в значительной мере предопределялось пьесой. Но и в работе постановщика не было той простоты, ясности и свободы, которые отличали первые две сказки. Некоторая вычурность, скованность, а в ряде моментов даже стилизация оставили след на постановке.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.