menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Введение. Часть 7

Центральный детский театр 1936-1961Театр для детей, как никакой другой театр, должен знать своего адресата, должен учитывать фактические зрительские потребности разных детских возрастов. В органической связи школьного театра со школой и заключается пресловутая "специфика" театров для детей. Те, кто отрицает эту специфику, конечно, правы, когда под этим понятием подразумевают какие-то особые методы актерской игры». О том же писала Н. И. Сац.

В самом названии — Театр юного зрителя — заложена его специфика. Это прежде всего театр, и он подчинен всем требованиям, предъявляемым к театральному искусству. Но вторая половина его имени очень точно указывает на то, что театр имеет свое особое назначение. Это театр, всю свою деятельность подчиняющий задаче воспитания учащихся всех школьных возрастов.

Наименование театра юных зрителей было введено в обиход в 1922 году Петроградским театром юных зрителей. Сами зрители стали называть свой театр сокращенно — ТЮЗ. Название стало программным для театра, установив круг его адресатов: дети, подростки, юношество.

«В сущности, Детгиз, не одно, а множество издательств под общей крышей, — писал в письме к собранию, посвященному 30-летию издательства "Детская литература", С. Я. Маршак. — Книги выпускаются здесь не на одном, а по крайней мере на трех языках: на дошкольном, на языке младших школьников и, наконец, на языке старших. Задача у всех этих издательств одна: познакомить юных, непрестанно растущих людей, с большим миром, в котором им предстоит жить и действовать, воспитать из них хороших, честных» отзывчивых и бесконечно любознательных людей, которым по плечу будет продолжать великое дело отцов и дедов».

Эти слова можно полностью отнести и к ТЮЗам, подтверждение чему находим в записях, хранящихся в домашнем архиве А. А. Брянцева: «Театр для детей, адресующийся к трем разным по возрасту аудиториям — младшим, средним и старшим школьникам, — в сущности представляет собой три разных театра, спектакли которых предназначены различным зрительским группам, отличающимся друг от друга и своим социальным опытом, и интересами, и особенностями восприятия.

Однако какой возрастной группе зрителей ни адресовал бы ТЮЗ свои спектакли, он всегда стремится быть явлением подлинно реалистического искусства и большой темы, помогающим зрителю в сложном процессе «открытия мира», глубокого, правильного и воодушевленного осмысления окружающей действительности. Тем самым он участвует в формировании коммунистического мировоззрения подрастающего поколения.

Зритель — компас детского театра, определяющий направление его следования, четко корректируемый требованиями времени.

Н. Н. Литовцева вспоминала, как К. С. Станиславский «...попросил, чтобы все сотрудники театра привели своих детей на первую генеральную репетицию "Синей птицы". Ребята заполнили зал, и Константин Сергеевич, переходя от одной ложи к другой, от одного малыша к другому, расспрашивал их, очень серьезно и очень внимательно прислушивался к тому, что они болтали между собой по поводу спектакля».

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.