menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 18

Резко контрастирует с этой бытовой достоверностью возвышающееся над сценой широкое, светлое полотно с четко выведенной надписью «Москва» и уходящей вдаль перспективой высоких новых домов, шлагбаум и путь, по которому следует электричка в Москву. Эта условность неожиданна и символична. И таких символически звучащих деталей в спектакле немало. Быт и поведение действующих лиц достоверны, привычны, жизненны.

Мальчики в возрасте десятиклассников склонились над шахматной доской. Передвигаются фигуры, обдумываются ходы. Женщина средних лет хлопочет по хозяйству. Медленно перебрасываются они репликами. Вдали прошумела электричка. Обычность повседневного тревожной нотой в тихий покой августовского утра врываются резкие выкрики: «Бяшка — бяшка — бяшка...» Голос, надтреснуто хриплый, кличет козу. Появляется худая высокая женщина в полинялом платке. Это не просто бытовая фигура соседки, разыскивающей свою пропажу. В том, как эпизодический образ соседки замыслен режиссером и исполнен актрисой Н. Г. Сальниковой, есть огромная сила обобщения. Исступленность собственника и ненависть ко всему окружающему выливается в ее злом вопле: «Пропала козочка... Понастроили всякой своей дурацкой техники — машины, электрички, самолеты, вертолеты, на Луну собираются, а все равно толку нет!»

Сгущенность красок — прием, новый для постановок Розова на сцене Центрального детского театра.

Если Лапшин из постановки «В поисках радости» по своему внешнему виду и повадкам мало чем отличался от окружающих и разгадывался постепенно, как бы подтверждая мысль о том, что за благопристойной внешностью может таиться страшное и злое, то Роман Заварин и его супруга ясны с первого взгляда.

Роман — Воронов — розовощекий, рыхлый по комплекции немолодой человек. Он явно равнодушен к своей внешности. Одет неряшливо, в беспорядке путаются волосы вокруг объемистой лысины, ходит вразвалку. Сытая, малопривлекательная физиономия не оставляет никаких иллюзий относительно его интеллекта. Он груб, неотесан, но уверен в собственной непогрешимости. Право поучать других — привилегия, в которой он абсолютно убежден.

Грузно усевшись на стол и свесив ноги в сандалиях на кровать, где лежит Святослав, Роман с ухмылкой поглядывает на племянника. Добродушный удар по плечу и вопрос, заданный в доверительно мужском тоне: «Ты, Святослав, говорят, котовать начал?»

Сейчас он попеняет племянника, пожурит слегка для порядка, поговорит с ним как опытный мужчина с новичком в любовных делах, и все станет на свое место. Застыдись Святослав, решительно откажись от предъявленного ему обвинения, даже нагруби дяде, и мирный исход конфликта вполне обеспечен. Но реакция Святослава (Д. Комаров) для Романа неожиданна и даже страшна. Святослав — Комарова непроницаемо спокойно, движения придержаны. Серьезно глядя в глаза Романа, он, не повышая голоса в ответ на посягательство на его личное, задает вопрос, касающийся интимной жизни дяди. И когда тот возмущенно обрушивается на племянника — «Тебе-то что?», — Слава — Комаров также сдержанно и решительно отвечает: «А вам что?» Перчатка брошена. Бой назначен. В этой сцене, подчеркнуто выдвинутой автором на первый план, отчетливо высвечены оба противника. Понятен и Святослав. О своем герое сам автор сказал, «...за последние три года растет новая изумительная молодежь. Она особенно поселилась в мире науки... они преданные своему делу, как они себя велдут в быту. Как они интересуются музыкой, литературой, они принципиальные в жизни, и их все больше и больше.»

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.