menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 3. Часть 13

Центральный детский театр 1936-1961Так же, как и автор романа, Перов стремился воплотить в своем герое характерные черты, свойственные советскому молодому человеку, ничем не подчеркивая его исключительность. На всех этапах человеческого и гражданского роста Павла, начинающего свой путь в спектакле совсем юным пареньком, актер сохранял цельность характера, тонко постигая процесс возмужания своего героя.

В порывистом, норовистом юноше первого акта, пытавшемся еще только понять, где правда, уже бьется горячее сердце борца с несправедливостью. Смятенность чувств сменяется определенностью и ясностью целей, но та же горячая одержимость бурлит в этом на первый взгляд таком обычном человеке. Он полон любви к народу. Благо его для Павла превыше всего, и всеми своими помыслами, сердцем, делами он связан неразрывно с родиной.

Образ, созданный Перовым, отвечал пожеланиям Островского: «Павка Корчагин был жизнерадостный, страстно любящий жизнь юноша. И вот, любя эту жизнь, он всегда готов был пожертвовать ею для своей родины. Павка не должен выйти суровым, хотя он хотел казаться таким. Жизнь била в нем ключом, прорывалась наружу сквозь внешнюю суровость. Он часто и заразительно смеялся в кругу своих друзей. Но, сталкиваясь с врагами, он был страшным для них человеком».

Перова роднила с Павлом Островского внутренняя страстность, вдохновенная целеустремленность, разрушающие на своем пути все препятствия, воля, преодолевающая все трудности.

Вот Павел — Перов в кругу друзей. Весело перекидываясь с ними словами, он полон радостного оживления. Он покидает санаторий, покидает сверкающий солнцем берег с виднеющимся вдали морем, отдых, спокойную жизнь для большой, трудной работы. На душе у Павла легко и радостно. Шутливо звучат дружеские напутствия. И через несколько мгновений на него обрушивается страшный недуг — слепота. Из груди Павла вырывается полный тоскливой ярости вопль «Я ослеп». Но это не стон слабости, болезненного ужаса от надвигающегося на него кошмара. Это крик бойца, у которого вырывают оружие.

Но Павел Перова, так же как Павел Островского, не хочет сдаться, даже если к этому принуждают его обстоятельства.

В финале, сидя в кресле, он почти неподвижен: больные ноги закутаны пледом. Некогда озорные и веселые глаза направлены в одну точку. Но внутренний огонь, воля к победе не покидают героя Перова. Телеграмма о принятии рукописи воспринимается им как безмерное счастье, как реальная возможность вернуться в ряды борцов. Это главное. Он победил. Торжественно и страстно, как боевое напутствие зрителям, звучат последние, завершающие спектакль слова Николая Островского: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое. И чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества!»

Многое роднило постановку «Как закалялась сталь» со спектаклем «Два капитана» (6 ноября 1948 года). Близость обеих постановок диктовалась их темой, особенностями драматургического материала, тем, что ставил их один режиссер — В. С. Колесаев.

«Конечно, "Два капитана" — не настоящая пьеса, а лишь инсценировка, в которой от романа В. Каверина остался лишь бледный отсвет, — писала в рецензии на спектакль А. Я. Бруштейн. — Да, это — инсценировка со всеми обычными недостатками этого жанра: сюжетной раздробленностью, обедиенностью образов и положений. Пьеса во многом грешит против требований сценического искусства. Но мало ли в детских театрах шло и идет ловко скроенных и в то же время внутренне пустых, мертвенно-холодных пьес? А в "не настоящей" пьесе "Два капитана" есть Саня Григорьев — настоящий герой, подлинный образ поколения и голос поколения, а это, конечно, самое дорогое и нужное для юного зрителя».

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.