menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Заключение. Часть 1

Центральный детский театр 1936-1961ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На вопрос, заданный работниками детского театра Надежде Константиновне Крупской, — в чем, по ее мнению, заключается главная задача детского театра — она ответила: «Да в том же, в чем главная задача воспитания — учить думать».

Этой задаче подчинена вся деятельность Центрального детского театра. Театр настойчиво стремится воспитать сегодняшних школьников людьми, умеющими самостоятельно мыслить, убежденными и честными, страстно борющимися за свои гражданские и человеческие идеалы.

Театр ведет со своими зрителями серьезный, откровенный разговор. Он нисколько не пытается скрыть от них жизненные трудности, смягчить лежащие на их пути препятствия.

Театр не скрывает, что жизнь сложна, и чем прямее и честнее избранный путь, тем труднее идти по нему. Но всем своим творчеством он утверждает, что вступающий на дорогу жизни не должен бояться трудностей, призывает быть смелым и честным, настойчивым, принципиальным, самостоятельным в выборе своего пути.

Формулируя кредо театра, его директор и руководитель К. Я. Шах-Азизов скажет: «Мы стремимся к большому, правдивому искусству, мы хотим вести с нашим юным зрителем честный, откровенный прямой разговор о жизни, о будущем, о нашей коммунистической идеологии».

Театр воспитывает правдой. Он не боится постановки на своей сцене острых общественных и этических проблем. Он готовит людей будущего, и лейтмотив его творчества — «Каким быть?»

Какому бы возрасту ни адресовал театр свои постановки — юношам, подросткам, малышам,— он остается верен своей теме, пониманию своих задач.

Поэзия повседневного, романтическая одухотворенность, таящаяся, казалось бы, в обычном течении жизни, в привычных словах и поступках, вскрывается в лучших, наиболее для театра характерных постановках отчетливо и взволнованно.

Центральный детский театр воспитывает школьников в традициях истинного гуманизма. Он ищет романтику и обнаруживает ее в делах и днях на первый взгляд будничных, но по сути дела полных вдохновения созидания.

Театр выполняет свою высокую воспитательную миссию, правдиво и взволнованно повествуя о человеческих судьбах, глубоко, сложно и многогранно раскрывая духовную сущность своих героев. В центре внимания театра человек и в первую очередь наш современник. И театр бережно и любовно всматривается в него, постигая общее, свойственное людям нашего времени, через их индивидуальное, раскрываемое в каждом образе неназойливо и мягко.

Правда человеческого характера, жизненная достоверность — отличительные черты творческого почерка Центрального детского театра. Не дидактика, а поэзия и правда определяют воспитательный метод театра. Он воспитывает людей больших чувств и дерзаний.

По словам П. А. Маркова, у театра «...есть какая-то большая чистота в подходе к своим задачам, есть то ощущение театра, которое сохраняется, когда постоянно в театре видишь интересные и занимательные спектакли, в значительной степени, вероятно, это объясняется тем, что, конечно, театр все больше и больше вырабатывает свой сценический стиль. Театр ставит серьезнейшие спектакли, но в его стиле есть такая легкость — не внутренняя, а внешняя, — и они очень доходчивы. В актерском исполнении и в решении драматурга никогда не чувствуешь снижения строгого вкуса. Можно сделать одно лучше, другое хуже, но театр никогда не спускается до зрителя — он выполняет колоссально трудную и важную задачу тем, что своих юных зрителей подымает до себя».

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.