menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 26

Центральный детский театр 1936-1961Сказка «Теремок» — непременная участница всех детских сборников русских народных сказок. Маршак не только благополучно заканчивает сказку, но логически обосновывает финал ее, противопоставляя слепой силе медведя, хитрости лисы и жадности волка дружбу, единодушие, решительный отпор слабых зверушек.

Под пером Маршака сказка «Теремок» приобрела острый Драматический конфликт, усилилась се действенная линия, выпуклее стали образы. Она не просто инсценировалась, а заново создавалась с учетом особенностей и своеобразия требований сцены. Как и «Сказка про козла», она написана звучным, певучим стихом, образным и поэтичным.

Общеизвестны и постоянно цитируются слова В. И. Ленина: «Я вполне понимаю, что детям свойственно любить красивые сказки... Во всякой сказке есть элементы действительности: если бы вы детям преподнесли сказку, где петух и кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересоваться».

В сказках Маршака звери и птицы разговаривали на человеческом языке, во всем их обиходе легко угадывалось знакомое, человеческое, органично сочетающееся со звериными повадками и внешним обликом животных.

«С детьми надо говорить не только забавно, как говорил Горький, но довольно спокойно и ласково. Нервы еще у них не очень окрепшие... надо говорить, как старики рассказывали сказки... ласково, бережно, тихо, прозрачно», — советовал Маршак. В таком тоне он и вел свой сценический рассказ. Мягкость тона и постепенность введения детей в повествование определили и доходчивость сказок Маршака до самых маленьких детей.

«Сказки», показанные на сцене Центрального детского театра, объединил своеобразный конферанс. Его вели два деда — добрый и злой, каждый соответственно своему характеру. Это отвечало народной традиции, по которой сказка сказывается рассказчиком. Они приобщали детей к тому таинственному и во многом неожиданному, что развертывалось перед детьми, впервые занявшими место в зрительном зале настоящего театра. Постановочный коллектив, как и автор, черпал материал для своего спектакля из истоков народного творчества. Произведения народных умельцев, вязальщиц и вышивальщиц, кустарей-игрушечников, образцы русских народных одежд послужили основой для работы художника В. В. Дмитриева. Росписи на кулисах старинными узорами, забавные и несложные по рисунку, походили на своеобразную рамку к спектаклю. Затейливый, веселый, цветастый теремок с башенками, трубой и причудливым орнаментом из маленьких петушков и с открытой взорам зрителей комнатой, с ярко расписанной русской печкой и характерной утварью был настоящим русским сказочным теремком. В яркие сарафаны, кокошники, русские рубахи, лапти были наряжены действующие лица. Народные песенные мелодии звучали в музыке Ю. А. Шапорина. Она начинала и завершала спектакль, сопровождала и характеризовала появление каждого действующего лица, органично входила в ткань действия. Приемы и персонажи народного, балаганного театра использовались постановщиками в специальных интермедиях, непосредственно связанных с основным действием.

Спектаклю, как и пьесам Маршака, было присуще исконное свойство народных сказок — органичное сочетание реального и фантастического. «И повести и сказке в равной мере нужен материал: быт, люди, вещи. Разница только в том, что для сказки надо из груды материала выбрать самое принципиальное, самое меткое и самое простое», — писал С. Я. Маршак, и его совет не прошел бесследно для театра.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.