menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 11

Не жадность и корысть заставляют ее отказать племяннику в приюте. Слишком много трудов пришлось положить, чтобы выстроить свой дом, такой внешне добротный. Недальновидная Анастасия Ефремовна судит о вещах и событиях, не углубляясь в их сущность. Ей очень хочется, чтобы ее жизненный уклад и судьба ее сыновей выстраивалась по привычному шаблону, усвоенному теми «респектабельными» семьями, к числу которых по заслугам супруга она себя причисляет.

Внешне Аверина Чернышевой выглядит очень скромно. Она труженица и хлопотунья, все время в делах и заботах. Роль сыграна Чернышевой с такой жизненной простотой и достоверностью, с такой самоотдачей, богатством красок и филигранным мастерством, что на страницах рецензий и в выступлениях критиков созданному ей образу уделялось не меньшее внимание, чем главному действующему лицу пьесы — Андрею. Удача Чернышевой тем более примечательна, что на протяжении почти двадцати лет целая плеяда озорных, добродушных, напористых ребятишек — мальчишек и девчонок — обязана ей своим рождением на сцене. Правда характера, поиски человечески индивидуального, отличающие детские образы Чернышевой, помогли актрисе блистательно справиться с новой для нее задачей перехода на роли взрослых женщин. По определению Розова, Аверина — персонаж ни положительный, ни отрицательный. В эти рубрики и невозможно втиснуть Аверину Чернышевой. Слишком живой и правдивый характер создан актрисой. Доброе начало, как того и хотелось Розову, торжествует в Анастасии Ефремовне. И Чернышева это показывает с той убежденностью и логикой, с какими сделана вся роль. Образ не трактовался актрисой только в комедийном плане, как это делали многие исполнительницы роли Анастасии Ефремовны. Подлинно драматические ноты звучали в сценах ее прощания с Андреем, с глубокой горечью воспринимала она желание старшего сына покинуть дом. В скорбном молчании застыла в финале Анастасия Ефремовна, впервые почувствовавшая, как бессмысленны и ошибочны были все ее усилия по-своему устроить жизнь сыновей. Младший, самый лелеяный и опекаемый, вовсе покинул родной кров. 

«Выдающимся событием в жизни нашего сценического искусства» назвал драматург Н. Ф. Погодин спектакль Центрального детского театра «В добрый час!». К этой оценке единодушно примкнула вся пресса, театральная общественность, зрители — юные и взрослые. Значение спектакля выходило за рамки радостной удачи одного коллектива, став незаурядным событием в жизни советского театрального искусства.

Пьеса была поставлена в годы, когда произошли существенные изменения во всех областях народного хозяйства и общественной жизни страны. В вступлениях руководящих деятелей Коммунистической партии и на страницах партийной печати, в различного рода источниках, связанных с театральной жизнью страны, деятели ощущали мудрое, дружеское руководство и поддержку во всех творческих начинаниях, способствующее расцвету советского искусства.

Жанровое разнообразие, творческие поиски, экспериментирование ощутимо проявлялись в практике советского театрального сообщества. Об оживлении театральной жизни страны свидетельствовали многие спектакли столичных и периферийных театров. и постановки, посвященные советской действительности — «Годы странствий» А. Н. Арбузова, «Гостиница "Астория"» С. Штейна, «Первая весна» Г. Е. Николаевой и С. А. Радзинского, классика — «Гроза» Островского (постановка Н. П. Охлопкова), «Иванов» Чехова (постановка М. О. Кнебель), «Дело» Сухово-Кобылина (постановка Н. П. Акимова), второе сценическое рождение пьес Маяковского — «Баня» и «Клоп» на сцене Московского театра Сатиры.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.