menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Введение. Часть 3

Центральный детский театр 1936-1961В словах В. И. Ленина: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали» — была сформулирована основная задача, стоящая перед партией и правительством в области воспитания юных советских граждан.

На помощь партии, наряду со школой и различными педагогическими учреждениями, пришли детская литература, пестуемая A. М. Горьким, и искусство.

Уже в мае 1918 года «...в целях содействия эстетическому развитию детей и юношества при Театральном Отделе Комиссариата Народного Просвещения образованы постоянные Бюро и Совет детского театра и детских празднеств. В состав совета вошли представители от педагогики, режиссуры, музыки, искусств».

Закладываются первые кирпичи будущего здания детского театра. Примечательно, что педагоги входят в Совет детского театра наряду с деятелями искусства. Эта особенность была подчеркнута в первой программной статье основателя Ленинградского ТЮЗа А. А. Брянцева, утверждавшего, что в театре юного зрителя «должны объединиться художники сцены, умеющие мыслить как педагоги, с педагогами, способными чувствовать как художники».

Великая Октябрьская революция выдвинула в числе многочисленных новых задач необходимость «помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства... помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни».

Магическая сила театра над душой человеческой была обращена на воспитание молодежи. Широко распахнулись двери театральных подъездов для людей, впервые переступивших порог театра. Пришли в театр и дети. Пришли шумно и радостно, восхищенно приветствуя все, что им показывалось со сцены.

Строить здание детского театра предстояло с самых основ. Не было репертуара. В обращении Совета детского театра к драматургам и поэтам читаем: «Репертуар театральных пьес для детей за немногими счастливыми исключениями представляет забытую русскими писателями область. А между тем детская аудитория, самая чуткая и доверчивая, самая восприимчивая к тому, что творится на сцене, открывает для драматурга и поэта широкую возможность увлечь, захватить, вдохновить слушателя».

Создатели первых детских театров еще порой туманно представляли себе смысл затеваемого ими дела, но они ясно ощущали, что искусство должно стать достоянием ребенка. Новизна задач, отсутствие опыта требовали поисков, настойчивых и разнообразных, неустанного экспериментирования. На нехоженый, трудный путь, путь первооткрывателей вступили энтузиасты детского театра.

В период 1918-1922 годов театры для детей возникают одновременно во многих городах.

Первые ростки были слабы и неустойчивы, часто гибли, не дожив до своего цветения. Но необходимость создания специального театра для детей становится очевидной, она продиктована родительской заботой молодой Советской республики о детях и подростках, о той молодежи, которой «предстоит настоящая задача создания коммунистического общества».
 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.