menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Введение. Часть 5

Центральный детский театр 1936-1961Горячо и самозабвенно они строили свой театр. «Он только начинает расправлять свои крылья, он поднимается с новым бытом, он с головой окунулся в ожидание крепышей — подростков, он за барабаном пионера и за четким раскатом комсомольских голосов несет свои необыкновенные возможности преображения, игры, непосредственной радости и героического действия».

Актеры мастерской, облачась в физкультурные костюмы и используя в качестве декорации стремянку и классную доску, разыгрывали комедию Мольера «Лекарь поневоле» и создали массово-агитационное представление «Инженер Сэмптон» С. Л. Рошаль и В. П. Строевой.

В первой книге о детском театре ее авторы — основатели Московского театра для детей Н. И. Сац и С. Г. Розанов — выступят с утверждением: «Для того, чтобы постичь искусство современности, ребенок должен пройти длинный путь, примерно такой же, какой проделало человечество, прежде чем достигнуть современного художественного уровня (к счастью, ребенок проделывает этот путь в гораздо более короткий срок). Следовательно, чтобы произведение искусства было доступно детям и имело влияние на расширение их художественного горизонта, необходимо им давать такие произведения искусства, которые отражали бы главнейшие этапы, пройденные человечеством на пути его развития в области красоты».

Инсценировки сказок и легенд различных народов и различных эпох составляют репертуар Московского театра для детей в его первое пятилетие.

В том же 1925 году, когда вышла книга Н. И. Сац и С. Г. Розанова, основатель Ленинградского театра юных зрителей А. А. Брянцев ставит пьесу актера театра Л. Ф. Макарьева «Тимошкин рудник» — о шахтерском пареньке Тимошке, предотвратившем взрыв рудника. По словам А. А. Брянцева, этот спектакль «спас тюзовский репертуар» и доказал «право советского ребенка занять почетное место среди образов тюзовского репертуара».

С тех пор современная тема станет лакмусовой бумажкой, определяющей жизнедеятельность тюзовского организма. Голоса, ратующие за то, что ребенка следует оберегать от событий реальной действительности, вскоре навсегда смолкнут, и советская драматургия определит на все последующие годы магистральный путь детского театра.

Ни одного из зачинателей тюзовского движения невозможно обвинить в отсутствии смелости и одержимости. Детский театр — дело рук людей благородных помыслов, чистой души и неуемной энергии. Личному энтузиазму Н. И. Сац, С. Я. Маршака, А. А. Брянцева, Л. Ф. Макарьева, Ю. М. Бондн, Н. Я. Маршака, И. С. Деевой, А. И. Белецкого, А. И. Соломарского, К. Я. Шах-Азизова многим обязан советский детский театр.

Молодые, еще некрепко сколоченные коллективы, невзирая на огромные творческие и бытовые трудности, работали вдохновенно, веруя в благотворность своего начинания.

20-е годы — эпоха настойчивых творческих поисков, поисков нового, революционного искусства. Искали и пытались обрести искомое в равной мере театры, играющие для детей и для взрослых.

Петроградский ТЮЗ, возглавляемый А. А. Брянцевым, актером и режиссером Общедоступного Передвижного театра, руководимого П. П. Гайдебуровым, через спектакли, созвучные революции, — постановки русской и зарубежной классики — шел к современной теме. А. А. Брянцев твердо верил, что «театр подрастающего поколения не может пройти мимо задачи, выпавшей после революции на долю всех детских учреждений — формирования будущих граждан нашей Республики путем выработки в них созвучного новому укладу жизни мировоззрения». А в спектаклях Московского театра для детей и Мастерской педагогического театра чувствовались влияния различных современных исканий, типичных для театральных коллективов, рожденных после Октябрьской революции.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.