menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Введение. Часть 12

Центральный детский театр 1936-1961Роли детей в старом театре обычно исполняли дети актеров. Так начали свой путь в искусстве П. А. Стрепетова, Е. П. Корчагина-Александровская, А. А. Яблочкина. Роли подростков, юношей часто исполняли актрисы на амплуа травести.

По словам А. А. Брянцева, более 15 лет проработавшего в дореволюционном театре, «амплуа травести в старом театре — категория довольно узкая и крепко заштампованная — здесь главным образом требовались приблизительно внешние данные для исполнения эпизодических ролей».

На сценах советских театров, играющих для взрослых, актрисами создан ряд образов детей и подростков, превосходно раскрывающих их психологию и возрастные особенности (М. И. Бабанова — Гога в «Человеке с портфелем» А. М. Файко; В. П. Марецкая — Машенька — в одноименной пьесе А. Н. Афиногенова; Е. Н. Морес — Майя в «Платоне Кречете» А. Е. Корнейчука и Наташа в «Страхе» А. Н. Афиногенова). Однако все эти удачи единичны. И это естественно.

Свою яркую и полнокровную сценическую жизнь образы детей и подростков обрели лишь в детском театре, театре, на подмостках которого школьники ищут решения многих наболевших вопросов, непосредственно связанных с их повседневной жизнью. Это одно из крупнейших завоеваний советского детского театра.

Каждая постановка театров для детей и юношества становится определенным этапом на пути гражданского и человеческого роста их зрителей. Поэтому столь велика и почетна роль детского театра в процессе воспитания людей будущего.

Создавая произведения высокого мастерства, значительные по своей идее, ТЮЗы деятельно способствуют идейному и нравственному формированию учащихся, прививают им любовь к прекрасному в жизни и в искусстве.

Выступая на II Международном конгрессе театров для детей и юношества в июне 1965 года в Париже, руководитель советской делегации К. Я. Шах-Азизов сказал: «Искусство прочно входит ь жизнь ребенка. Оно раскрывает красоту и величие человека, его труда, его мыслей и чувств. Искусство учит страстному неприятию всего аморального и безобразного, воспитывает стремление действовать "по законам красоты", помогает формированию нравственного облика и развитию познавательных способностей».

Выполняя эти почетные задачи, советский театр для детей и юношества завоевал широкое признание в среде деятелей искусства и педагогики у нас в стране и за рубежом.

Среди советских театральных коллективов, адресующих свою деятельность детям, подросткам и юношеству, лидирующее положение принадлежит Центральному детскому театру. Десятилетия упорного и целеустремленного труда привели искусство театра к высотам, позволяющим говорить о Центральном детском театре как об одном из интереснейших театральных коллективов страны, о театре с очень определенно выраженным профилем.

Свое искусство, высоко оцененное в Советском Союзе и за рубежом театр посвятил почетной и сложной задаче воспитания людей будущего. Его творческие искания и достижения тесно связаны с различными этапами и особенностями развития театров юного зрителя, советского театрального искусства и жизнью страны.

Пройденный Центральным детским театром за двадцать пять лет путь поучителен для всех советских и зарубежных театров, играющих для детей и юношества.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.