menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 4

Центральный детский театр 1936-1961В годы, когда ТЮЗы делали первые попытки создать спектакли, посвященные советской действительности (Лентюз — «Тимошкин рудник» А. Ф. Макарьева, Первый Государственный театр для детей — «Колька Ступин» С. А. Ауслендера и А. А. Солодовникова, «Самолет» Б. С. Никифорова) и историко-революционной теме (Лентюз — «Предатель» Б. С. Житкова, Харьковский театр для детей — «За звездами» В. 3. Гжицкого), Московский театр для детей свой единственный отклик на современность облек в форму игро-спектакля — «Будь готов» С. Г. Розанова (1924).

В игро-спектакле наряду с актерами участвовали и дети-зрители. Написанный драматургом сценарий намечал лишь самые общие контуры развития действия, предоставляя широкий простор для импровизации. По своему сценическому решению и задачам игро-спектакли были близки агитационному театру, повсеместно распространенному в годы гражданской войны.

«Может быть, наиболее спорной и наименее оправдавшей себя оказалась форма "игро-спектакля", где рушились все преграды между зрителем и актером», — пишет П. А. Марков в предисловии к книге Н. И. Сац «Дети приходят в театр». Для начала 20-х годов подобная форма детского спектакля, возможно, и была естественна, но плодотворность ее для дальнейшего пути театра представляется сомнительной. Игро-спектакли предельно сужали требования к драматургии, сужали творческие возможности актеров, превращая их фактически в своего рода затейников, организующих и ведущих действие.

В начальную пору своей деятельности руководители Московского театра для детей видели в нгро-спектаклях одну из форм зрелища для детей, «приближающуюся к идеалу» , однако сам театр ограничил свои эксперименты в этой области лишь одной постановкой.

В середине 20-х годов в жизни театра произошли существенные перемены. О них громко возвестили призывные звуки пионерского горна, раздавшиеся со сцены Московского театра для детей в день премьеры пьесы С. С. Заяицкого «Пионерия» (12 апреля 1926 года).

Отныне пьесы советских драматургов, посвященные современной действительности, заполняют репертуар театра.

Театр создал ряд красочных и занимательных спектаклей для малышей («Негритенок и обезьяна», 1927; «Про Дзюбу», 1929; «Я — мало, мы — сила», 1931; и различные, широко включаемые в репертуар театра эстрадные программы, 1928-1935).

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.