menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 6

Центральный детский театр 1936-1961В спектаклях, очень скромных по форме, лишенных каких-либо элементов подчеркнутой занимательности, театр рассказывал школьникам о советской и зарубежной действительности: жизни современного туркменского аула — «Аул Гидже» Н. Я. Шестакова (1929), пуске крекинга — «Крекинг» Н. Я. Шестакова (1932), повседневных делах подростков, учащихся в школе — «Сережа Стрельцов» В. А. Любимовой (1935), и работающих в мастерской — «Лягавый» Л. В. Веприцкой (1929), о маленьком сыне немецкого коммуниста — «Фриц Бауэр» Н. И. Сац и В. А. Селиховой (1928).

Тематический диапазон этих постановок достаточно широк. Постановщики («Аул Гидже» и «Крекинг» — Н. И. Сац и К. Г. Сварожич; «Лягавый» — Ю. К. Корицкий; «Сережа Стрельцов» — Н. И. Сац и В. Д. Королев), сумев «подчинить идейному звучанию все внешние выразительные средства», создали спектакли большого общественного значения.

«На одном из первых представлений «Аула Гидже», когда стены зала, казалось, еще дрожали от аплодисментов, которыми встретили ребята возвращение учительницы туркменки, едва не замученной баями, на середину зала вышла девушка, — она подняла руку, обвела взглядом притихшие ряды. У девушки были заплаканные глаза и щеки ее горели.

"Я тоже туркменка, — сказала она, запинаясь, — и я хочу сказать вам, ребята... Вот я... учусь в Коммунистическом университете... а мою сестру несколько лет тому назад продали, как эту вот Эне-Гуль... И я очень благодарна театру, что он поставил эту пьесу. И вам, ребята, за то, что вы так горячо ее принимали. А еще я хочу сказать..., вы, девочки, вы сами не знаете, какие мы с вами сейчас счастливые..." И девочка снова всхлипнула от слез. Несколько секунд было тихо, а потом поднялся невообразимый крик. Девушку утешали сразу шестьсот зрителей».

Шумно, радостно и взволнованно был встречен зрителями первый на московской сцене спектакль из жизни школьников — «Сережа Стрельцов» В. А. Любимовой.

В среде своих соратников по искусству Московский театр для детей выделялся умением привлечь к работе талантливых художников и музыкантов. Спектакли театра оформляли художники Н. А. Шифрин, Г. П. Гольц, К. Ф. Юон, Е. М. Фрадкина, С. К. Вишневецкая, В. Ф. Рындин. Музыку к спектаклям писали композиторы А. Н. Александров, А. А. Шеншин, В. А. Оранский, Л. А. Половинкин, М. Р. Раухвергер, М. Л. Старокадомский, Т. Н. Хренников, Н. П. Иванов-Paдкевич, М. И. Красев.

По жанровому разнообразию спектакли Московского театра для детей были значительно богаче спектаклей других ТЮЗов. Театр ставил драматические спектакли, оперы, пантомимы, эстрадные программы, игро-спектакли, кукольные представления. Помимо этого, в начальный период своей деятельности театр в определенные дни показывал кинофильмы и на протяжении всей своей творческой жизни широко пропагандировал симфонические концерты и различные музыкальные утренники для детей.

Благодаря огромной энергии Н. И. Сац был создан Московский театр для детей. Она стала его директором, художественным руководителем, автором, режиссером, вдохновителем всех его начинаний. Н. И. Сац — автор ряда книг и многочисленных статей по вопросам детского театра. Написанные интересно, с любовью к делу, содержащие ценные мысли по различным вопросам детского театра, эти статьи — яркое свидетельство не только формирования режиссера Наталии Сац, но и этапов становления руководимого ею театра. Многое в них ценно. Многое было со временем переосмыслено самой Н. И. Сац.


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.